Как научиться играть на пианино: от первых нот до музыкальных импровизаций

21 марта 2025
Человеку, который хочет, но не знает, как научиться играть на пианино, эта задача кажется довольно сложной. Освоить фортепиано может каждый, даже тот, кто никогда раньше не держал руки над клавишами и не учился в музыкальной школе.
Мечта играть на фортепиано осуществима и без музыкальной школы, но требует времени и усилий
Источник: Unsplash / CC0

Бывает такое, что человек долгое время мечтает научиться играть на фортепиано, но полагает, что без музыкальной школы освоить этот навык невозможно. Несколько десятков белых и черных клавиш, понятие аппликатуры, гаммы и другие непонятные вещи могут отпугивать и отодвигать мечту об игре. Вместе с экспертом, Сергеем Филимоновым, автором 15 курсов и мастер-классов по игре на фортепиано, создателем онлайн-школы фортепиано muzvideo2.ru, раскроем секреты, как научиться играть на пианино. Расскажем о том, как правильно ставить руки, читать ноты, выбирать инструмент и др.

Сколько времени нужно, чтобы самостоятельно научиться играть на пианино

Точно сказать, сколько потребуется времени на освоение игры на пианино, довольно трудно. 

— Я бы сказал, что самое важное — это осознание того, что как бы быстро ни развивались технологии, развитие самого человека не ускорилось ни на шаг, — рассуждает эксперт. — По-прежнему, чтобы научиться играть на фортепиано, необходимо уделять этому минимум 30—60 минут в день. И каждый день. Независимо от того, много у вас дел или мало.

Как подготовиться к обучению игре на пианино в домашних условиях

Чтобы подготовиться к обучению, потребуется выполнить ряд необходимых действий. 

Выбрать инструмент

— Не стоит недооценивать выбор подходящего инструмента для игры, — советует эксперт. — Практика показывает, что чем лучше настроен инструмент и чем более сохранна его механика, тем лучше и быстрее ученик сможет познать тонкости пианистических навыков. Приведу несколько примеров:

1. Проблемы старого акустического пианино.

  • Не хватает струн. У многих старых инструментов не хватает струн, а это значит, что молоточек, ударяя по двум струнам (или по одной) вместо трех, будет извлекать звук гораздо тише. А это значит, что сила, с которой нужно будет нажать на клавишу, чтобы получить одинаковый звук, на разных клавишах будет разной. Ученику будет сложно научиться извлекать одинаково тихий или одинаково громкий звук на таком инструменте. Поэтому произведения будут звучать неравномерно. А привычные приемы игры на собственном инструменте (по ноте соль нужно сильно бить, а по ноте ля как можно тише) будут мешать при игре на хорошем инструменте.
  • Разболтанные молоточки. Если молоточек разболтан, то он может ударять не по всем струнам, а в худшем случае задевать соседние ноты. Это создает сложности при игре. Нередко ученик опасается играть сильно, громко, так как привык, что на своем инструменте при этом он получает «лишние ноты».
  • Не настроенные струны. Старые пианино часто «спускают строй». Это значит, что начинающему пианисту будет сложно на слух подбирать музыку, т. к. его собственный инструмент звучит совсем не так и сопоставить звук мелодии и звук пианино будет сложно. Следовательно, будет сложно упражняться в улучшении музыкального слуха.
  • Плохое прижатие демпферов к струнам. Демпферы глушат звук. Если пианино старое, то демпферы могут износиться, либо плохо прижиматься к струнам. Звук будет плохо приглушаться при отпускании клавиш или педали. Хуже того, это может быть неравномерным. То есть какие-то ноты будут «гудеть», а какие-то не будут. Ученику трудно будет правильно учиться пользоваться педалью, т.к. он будет слышать сильный гул как при нажатии педали, так и без нее. Эта привычка ведет к тому, что теряется понимание, как и когда нажимать и отпускать педаль.
  • Треснутая дека. Дека — это деревянная доска, благодаря которой пианино звучит громко. Струна вибрирует, вибрации передаются на деку и она усиливает их. Если дека треснута, то многие звуки просто перестают резонировать. Из-за этого возникает неравномерность звука и вместе с этим сложности по правильному звукоизвлечению. Если ученику купить (или взять бесплатно) такой старый инструмент, то у него могут быть проблемы с обучением извлекать качественный ровный звук, проблемы с педалированием, проблемы с развитием музыкального слуха. Думаю, что качественное акустическое пианино, где все целое и хорошо настроено — это может быть даже важнее, чем острый нож для повара. 

Пример из моей жизни: у меня дома в детстве стояло очень старое пианино, которому было около 100 лет. Капремонт был примерно в 1960 году. Я начал на нем играть примерно в 1986 году. К этому времени оно уже плохо держало строй, там были разболтаны молоточки и плохо прижимались демпферы. Играть на таком пианино и отрабатывать пьесы и упражнения было сложно. Когда я приобрел качественный инструмент, развитие пошло в разы быстрее. Для меня это было удивительно и чрезвычайно приятно, когда я почувствовал, насколько сильно влияет то, что инструмент действительно полностью отрабатывает именно то, что я хочу от него получить.

2. Проблемы дешевых электронных фортепиано.

Приобрести качественное акустическое пианино стало непросто, ведь такие инструменты всегда были дорогими
Источник: Unsplash / CC0

Сейчас купить качественный акустический инструмент очень сложно, так как инструменты такого плана всегда стоили дорого, а уж новое пианино и подавно. Поэтому многие делают выбор в пользу недорогого электронного фортепиано и вот почему:

  • оно всегда настроено — электронные фортепиано не теряют строй и всегда играют точно в плане высоты звука;
  • можно играть в наушниках — это позволяет не беспокоить соседей и не нервировать близких;
  • оно новое, следовательно вся механика инструмента во время покупки идеально настроена.

Эти неоспоримые преимущества действительно имеют место. Поэтому если делать выбор между бесплатным пианино, а-ля «дрова», лучше будет приобрести недорогое электронное. 

Несмотря на весомые плюсы, у электронных инструментов тоже есть свои слабые стороны:

  • Звук не идентичен акустическому инструменту. Несмотря на то, что фирмы хвастаются тем, что внутри их дешевого инструмента продвинутые технологии и звук шикарного рояля, это часто далеко не так. Хороший звук электронных фортепиано можно встретить только у профессиональных моделей. К сожалению, начинающие на момент приобретения инструмента, как правило, не слышат различий в звуке электронного и акустического инструмента и им действительно может казаться, что инструмент звучит хорошо.
  • Механика электронных фортепиано куда менее стойкая. Если акустические пианино без проблем играют лет по 10 без особых изменений в механике клавиш, то электронное фортепиано уже через полгода-год начинает показывать свой «характер». Клавиши, как правило, начинают стучать при отпускании, а иногда и при нажатии тоже. Это может быть достаточно неприятным и исправить это уже вряд ли получится — такова конструкция.

Пример из жизни: я покупал как-то китайский дешевый инструмент, который был нужен для работы, и через полгода у него стали стучать клавиши, а через четыре года при самой обычной стандартной игре две клавиши просто сломалось. Две белых клавиши просто вывалились, т. к. обломился пластик. Это было шоком для меня — такого я даже и представить себе не мог.

  • Ненадежность кнопок и ручек. Не нужно забывать, что электронный инструмент — действительно электронный, и любые кнопки, ручки, крутилки могут в любой момент сломаться. Хорошо еще, если это произойдет в гарантийный срок. Но и на срок гарантийного ремонта вы легко останетесь без инструмента, а заниматься-то нужно каждый день! У меня было два недорогих инструмента и у обоих были эти проблемы. В одном из них вдруг перестали переключаться тембры, а в другом при повороте ручки громкости что-то сильно шуршало.
  • Недостаточная идентичность механики. Все-таки в недорогих электронных инструментах не настоящая молоточковая механика, а лишь ее имитация. Да, приспособиться можно и для многих нет особой разницы. Но все же не стоит идеализировать — точность звукоизвлечения на механике электронного пианино может быть снижена.
  • Недостаточный динамический диапазон. Недорогие электронные инструменты часто грешат тем, что играют довольно усредненный по громкости звук. Если ручку громкости повернуть на максимум, то сложно извлекать тихие звуки. А если на минимум, то сложности возникают с громкими звуками.
  • Неравномерность тембров в разных частях клавиатуры. Часто бывает так, что тембры клавиш в середине диапазона очень хороши, а в верхней и нижней части клавиатуры, наоборот, довольно посредственные. Но бывает и обратная ситуация — хороший звук в нижней и верхней части клавиатуры компенсируется отвратительной серединой.
  • Не одинаковый звук в наушниках и колонках инструмента. Часто бывает, что звук в наушниках лучше, чем в колонках. В наушниках кажется, что все хорошо, а колонки гудят и выдают недостаточно чистый звук. Бывает и обратная ситуация, когда в наушниках, даже в условиях, когда ничего не играешь, слышно шипение и какой-то шум. Конечно, это влияет на то, что мозг быстрее устает от этого.

Если говорить о минимальных требованиях к инструменту, которые предъявляют преподаватели фортепиано, то их можно свести к следующим:

  1. Это должен быть полнооктавный инструмент (7 октав или 88 клавиш). Это позволит сыграть любые произведения или упражнения.
  2. Должна быть молоточковая механика. Это позволит лучше отрабатывать пианистические приемы.
  3. Должна быть возможность подключения педали. С педалью играется большинство произведений и без нее я не могу представить себе игру на фортепиано.
  4. Если говорить об акустическом инструменте, то к нему отдельные требования:
  • он должен быть точно настроен (без спуска на полтона, как делают на старых инструментах, которые не держат строй);
  • у него не должно быть проблем с механикой (молоточки не должны болтаться);
  • у него не должна быть треснута дека;
  • у него не должны быть изношены демпферы (тканевые накладки, которые глушат звук струн);
  • у него должны быть все струны на месте;
  • желательно (но это сложно проверить), чтобы инструмент держал строй и его не приходилось настраивать раз в месяц. Он должен держать строй минимум 6 месяцев между настройками;
  • без нажатия педали инструмент не должен гудеть.

Освоить правильное положение за инструментом

Не менее важно то, как ученик будет сидеть за инструментом. Ноги должны полностью стоять на полу, а колени согнуты под прямым углом. Если игру на пианино осваивает ребенок, возможно, ему понадобится подставка под ноги. 

Спина ученика должна быть прямой, локти не стоит прижимать к туловищу — напряжение в теле может вызвать боль после занятий. Пальцы должны быть расслаблены: преподаватели музыкальных школ рекомендуют держать руки так, будто в кисти лежит мяч или яблоко. 

Изучить клавиатуру пианино

На следующем этапе нужно ознакомиться с клавишами и их расположением. Почти всем известны семь нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — последовательность называется октавой, а эти ноты находятся на белых клавишах пианино. Черные клавиши обозначают полутона. У стандартного пианино должно быть 88 клавиш — из них 52 будут белые, остальные черные. Всего получается семь октав. Для понимания преподаватель фортепиано, как правило, знакомит на этом этапе ученика с простыми произведениями — учитель показывает на клавишах, как играть, ученик запоминает и повторяет. Для тех, кто осваивает инструмент самостоятельно, можно найти полезные видео для наглядности.

Освоить нотную грамоту

Нотная грамота представляет собой фиксацию звуков при помощи общепринятых во всем мире символов. Без освоения нотной грамоты сложно выйти на хороший уровень игры. Освоив название и расположение нот на инструменте, а также сыграв короткие и простейшие мелодии на память, ученик должен переходить к изучению нотной грамоты. Знакомство с нотным станом, скрипичным и басовым ключом, знаками альтерации (диез, бемоль, бекар), а также длительностью нот и пауз поможет читать нотную запись произведений «с листа».

Регулярно уделять время игре 

В обучении игре важна ежедневная практика. Как дети, так и взрослые, которые решили научиться играть на пианино, должны проводить за инструментом ежедневно около часа. Регулярные занятия помогут быстрее освоить нотную грамоту, а также привыкнуть к инструменту — переход к более сложным и интересным произведениям будет легче и быстрее. Если трудно сразу проводить за пианино час в день, можно начать с 20 минут и постепенно увеличивать время занятий. 

Не спешить

Как бы банально это ни звучало, никаких фокусов здесь нет. Не стоит торопиться при обучении игре на пианино. Стоит внимательно относиться к изучению теории, так как пропустив какую-то часть, пробел в знаниях все равно всплывет и заполнить его будет уже труднее. Необходимо запастись терпением и упорством, а также проводить подготовку и знакомство с инструментом последовательно.

Как быстро научиться играть на пианино с нуля: пошаговая инструкция

Чтобы быстрее научиться играть на фортепиано, нет простого решения. Успех требует времени, практики и правильных подходов
Источник: Unsplash / CC0

Для того, чтобы быстрее освоить игру на фортепиано, нет какой-то «волшебной таблетки». Хочется добавить на этот счет несколько важных мыслей от эксперта.

— Обычно люди очень долго мечтают научиться играть, но когда реально сталкиваются с обучением, то оказываются разочарованными от того, насколько медленно идет процесс, — говорит эксперт. — Каждый мнит, что в век современных технологий, научиться чему угодно — это раз плюнуть, но это не работает с моторными (мышечными) навыками. Любые мышечные навыки требуют сотен и тысяч часов упражнений. Нужно просто любить заниматься, даже если не получается сразу играть то, что хотелось бы.

Я знаю очень много учеников, которые получают огромное удовольствие просто от того, что прикасаются к клавишам, и когда инструмент звучит под их пальцами. Такие ученики добиваются результатов, потому что им не в тягость заниматься.

И, наоборот, есть очень много учеников, которые хотят начать заниматься только ради результата. Моменты, когда у них что-то не получается, они рассматривают как досадную помеху и очень расстраиваются. Когда в очередной раз они подходят к «ненавистному инструменту», на котором «ничего не получается нормального сыграть», то происходит так называемое отрицательное подкрепление, как выразился бы русский физиолог Иван Петрович Павлов. То есть с каждым разом им все меньше хочется подходить к инструменту и такие люди очень быстро бросают заниматься.

1. Изучить основы

Первым делом необходимо ознакомиться с нотной грамотой и клавиатурой инструмента. Без этих базовых знаний продвинуться дальше никак не получится. Также важная поза за инструментом, постановка пальцев на клавишах и аппликатура — порядок расположения пальцев при игре. Последний пункт важен для успешного исполнения произведений без запутывания — правильная постановка пальцев при игре позволяет довести этот момент до автоматизма и ошибки не всплывут наружу после продолжительного времени. 

2. Уделять время гаммам и арпеджио

Как бы ни хотелось перейти к определенному произведению, которое хочется поскорее сыграть, гаммы и арпеджио должны быть в ежедневном арсенале ученика. Эти упражнения не только развивают беглость пальцев, но и помогают лучше ориентироваться на клавиатуре и понять важность правильной аппликатуры. Для лучшего понимания стоит воспользоваться обучающими видео или брать уроки у профессионала. Как правило, занятие музыкой начинается с гамм и арпеджио, а затем следует переход к изучению какого-то произведения. 

3. Пользоваться тематической литературой или видеоуроками

При самостоятельном погружении в мир музыки, каких-то затруднениях и в ситуации, когда нет возможности обратиться к профессионалу, на помощь придет специализированная литература и видеоуроки. Эти материалы помогут разобраться в правильной последовательности знакомства с инструментом и грамотой. 

Некоторые учителя предлагают клеить специальные наклейки на клавиши фортепиано — считается, что они способны облегчить процесс обучения у некоторых учеников.

— Думаю, что наклейки могут помочь тем людям, кому сложно запоминать музыкальные термины, ноты, обозначения, говорит эксперт. — Но далеко не у всех есть с этим сложности. Поэтому я бы сказал, что наклейки — это больше для детей. Но, возможно, взрослых, они могут отвлекать и немного путать.

4. Повышать уровень сложности

Некоторые ученики чувствуют себя неуверенно и боятся переходить к изучению новых, более сложных произведений. Такой подход определенно будет тормозить развитие, а в дальнейшем может стать причиной, по которой интерес к фортепиано угаснет. Не стоит пасовать перед трудностями и настраивать себя на то, что изучение нового может потерпеть неудачу. Важно не торопиться, заниматься регулярно и отслеживать свои успехи.

5. Фиксировать прогресс на видео

Для того, чтобы адекватно оценить себя и свои успехи в игре не фортепиано, можно записывать исполнение произведений на видео. Фиксация прогресса поможет найти слабые места, а также увидеть свои сильные стороны. 

Советы эксперта

Ошибки — неизбежные спутники обучения, и каждый ученик, стремящийся овладеть искусством игры на пианино
Источник: Unsplash / CC0

Безусловно, все ученики совершают какие-то ошибки при обучении игре на пианино. Вместе с экспертом подготовили список самых популярных ошибок. Также Сергей Филимонов рассказал о том, что он думает по поводу подбора инструмента. 

— Без ошибок, конечно, не может быть освоения нового навыка, — говорит эксперт. — Я бы выделил следующие основные ошибки начинающих пианистов: 

  1. Тренировать только технические упражнения. Некоторые считают, что изначально нужно полгода играть только гаммы, а только потом приступать к игре произведений. Это неправильный подход (точнее - менее эффективный). Необходимо сразу обучаться игре не только технических упражнений, но и произведений начального уровня. Это позволит быстрее вникнуть в игру на фортепиано и быстрее синхронизировать руки.
  2. Идти в музыку за одним-единственным произведением. Некоторые приходят в музыку, чтобы научиться играть лишь одно единственное произведение и довольно часто оно гораздо сложнее начинающего уровня. Но человек может этого не осознавать — он думает, что занятия с хорошим учителем позволят ему сыграть то, что он хочет. Но опять же, дело здесь не в учителе! Дело в моторных навыках, которые должны развиваться постепенно.
  3. Играть одно и то же годами. Боязнь забыть свой репертуар иногда настолько сильна, что люди тратят все свое свободное время (которое выделяют для занятий на фортепиано) только на то, чтобы постоянно повторять и повторять 2—3 произведения. Я и сам люблю некоторые произведения, которые часто повторяю, но я также люблю искать что-то новое — например, подбирать новую музыку, импровизировать и сочинять. Это позволяет мне чувствовать себя живым и связанным с музыкой.

— Также хочется остановиться на выборе инструмента для пианиста, — делится эксперт. — На вопрос, какой же инструмент выбрать для обучения игре на фортепиано, сложно найти ответ. Мне кажется, что если вы задаете такой вопрос, то вы явно ищете компромисс. Я бы такой вопрос скорее перефразировал бы так: «У меня денег нет. Я совершенно не готов приобретать хороший инструмент. Так какой инструмент Вы мне посоветуете?». Следовательно, я, как ценитель качественного звука фортепиано, должен «наступить себе на уши» и советовать лучшее из худшего, а это бывает чрезвычайно сложно. Как правило, в данном случае я задаю встречный вопрос: «А из каких инструментов вы выбираете?». Когда есть выбор из 2—3 инструментов, то я могу послушать и посоветовать тот, который лучше звучит. Но вряд ли бы мне пришло в голову самостоятельно рекомендовать инструменты начального уровня. Для меня они все звучат откровенно плохо.

В советские времена огромное количество историй о том, как родители отдали ребенка на баян, хотя ребенок хотел играть на пианино, просто потому, что не было денег на приобретение инструмента. Даже подержанные пианино стоили дорого. Кроме того, и новый инструмент нельзя было просто прийти в магазин и купить — обычно требовалось отстоять приличную очередь. Все новые хорошие инструменты были расписаны на 1—2 года вперед и только самые плохие по качеству инструменты имели очередь меньше.

Доступность инструментов снизила их ценность в глазах людей
Источник: Unsplash / CC0

Сейчас обилие электронных инструментов начального уровня и отдача «в добрые руки» огромного количества акустического хлама привело к снижению ценности инструмента в головах людей. Отсюда и разговоры о выборе инструмента среди самых дешевых вариантов. Для сравнения: выходишь на улицу, а там тысячи автомобилей, стоимостью больше миллиона, огромное количество районов, застроенных шикарными загородными домами. Но даже эти люди, кто покупает дорогие машины и квартиры, в случае покупки фортепиано, обычно покупают самые дешевые инструменты. Мне лично не совсем понятна эта практика. Вместе с ней мы теряем, возможно, будущих великих пианистов и композиторов. Любой начинающий, будь это ребенок или взрослый, должен ценить и любить свой инструмент, за которым он проводит каждый день довольно много времени. Это должен быть друг и помощник, отдушина, благодаря которой раскрывается музыкальная душа человека. А потребительский подход именно к процессу творчества делает его менее ценным.

Понимаю, что мои слова могут показаться снобистскими, но лично мне всегда, с самого детства, хотелось приобрести хороший инструмент и также каждый раз находились какие-то другие цели и дела, на которые уходили деньги. В один прекрасный момент, я решил, что пора завязывать с этой практикой и приобрел себе гибридный инструмент стоимостью более миллиона. Это было бескомпромиссное решение — был куплен лучший инструмент в своем классе. Хочу сказать, что о своем решении абсолютно не жалею — ведь это то, чем я живу.

Подытожив хочется сказать, что в наше сложное время всегда хочется во всем и везде сэкономить. Но приобретение инструмента — это другая ситуация. Покупка инструмента — это то, что будет либо радовать вас каждый день, либо раздражать, если сделаете неправильный выбор. Поэтому в данном случае лучше не скупиться.

Чек-лист: как научиться играть на пианино

  1. Выбрать подходящий инструмент. Даже для начинающего музыканта важно подобрать хороший инструмент. Не стоит думать, что для знакомства с игрой достаточно будет посредственного пианино, «расстроенного», или инструмента, состояние которого оставляет желать лучшего. 
  2. Познакомиться с инструментом и освоить нотную грамоту. Следует понять расположение клавиш, их название, познакомиться со звучанием. После донотного периода стоит переходить к изучению нотных символов — этот шаг нужен для того, чтобы уметь «читать» ноты. Важно также не игнорировать аппликатуру и правильно расставлять пальцы.
  3. Регулярно заниматься. Занятиям на пианино следует регулярно уделять достаточное количество времени. Начинать можно с 30 минут в день постепенно увеличивая продолжительность. Если в определенный день накопилось много дел и времени на игру мало, лучше уделить хотя бы немного времени, чем не проводить занятие вовсе.
  4. Повышать уровень сложности. Не нужно бояться брать для изучения более сложные произведения и останавливаться на игре одного и того же. Важно не торопиться и разучивать новое постепенно. 
  5. Не зацикливаться на гаммах. Гаммы и арпеджио — это, безусловно, важная часть игры на фортепиано, но не стоит ограничиваться только ими. Эти упражнения скорее нужны для помощи музыканту, чтобы произведения давались проще и легче. 
  6. Фиксировать прогресс. Для отслеживания роста можно записывать игру на видео на стадии знакомства и уже тогда, когда произведение будет хорошо выучено. Также можно устраивать мини-концерт для родных — это будет подстегивать к тому, чтобы играть как можно лучше, а поддержка близких добавит уверенности. 

Читайте также