Когда-то все было просто: мужчина добывает мамонта, женщина его готовит. Но, как показал опрос рекрутингового агентства, с вековым раскладом не согласны почти треть семейных мужчин. Больше всего желающих с головой окунуться в домашнее хозяйство оказалось в семьях, где жена зарабатывает больше мужа, — 31% респондентов. Больше всего желающих закосить от карьеры в поколении Y, это дети начала нулевых-конца девяностых. Также много желающих «одомашниться» среди мужчин, зарабатывающих менее пятидесяти тысяч рублей в месяц.
Семей, в которых жена зарабатывает больше мужа, у нас по разным оценкам от 20 до 25%. И в них предсказуемо высок процент мужчин, желающих вовсе отказаться от занятости на службе, — 31% респондентов в этой категории. Но и прочие мужья оказались не прочь «одомашниться» и стать дауншифтерами. На вопрос: «Хотели бы вы уволиться и заниматься домашним хозяйством?» утвердительно ответили 28% мужей из тех, кто зарабатывает равно с женой, и 21% добытчиков, зарабатывающих больше супруги. И неожиданно 24% из тех, у кого жена сама не работает, сидит дома.
Менее года назад также проводилось исследование на схожую тему — было опрошено 3000 людей, находящихся в браке. Февральский опрос выявил еще одну интересную тенденцию. Максимальное число мужчин, мечтающих бросить все и осесть дома на хозяйстве, оказалось среди респондентов 35−44 лет. Вне зависимости от уровня доходов 30% представителей этой возрастной страты сообщили, что желали бы оставить работу.
Среди тех мужчин, кто подумывает скинуть с себя ярмо «обеспечуна» и погрузиться в домашнее хозяйство, заметна корреляция по уровню доходов. Больше всего стремятся не работать мужья, чей месячный доход составляет 50 тысяч рублей в месяц и менее. А меньше всего хотят стать домохозяином мужчины с доходом свыше 100 тысяч в месяц. Хотя и среди них ответивших утвердительно на пресловутый вопрос тоже немало, набралось 20%.
В целом аналитики пришли к выводу, что уйти с работы и не отвечать за «добывание» денег для семьи при условии, что вторая половина будет зарабатывать достаточно, выразили готовность 26% российских мужчин.
— Есть такая русская сказка «Как старик домовничал», — говорит семейный психолог Марьяна Разумовская. — О том, как поссорились дед с бабкой и старик предложил поменяться ролями: жена пашет, делает другую мужскую работу, а муж по хозяйству хлопочет. Старуха со всем справилась, а вот старик как хозяйка полностью провалился. Тут есть рациональное зерно — домашняя работа многозадачна, особенно с детьми, требует навыков четкого соблюдения тайминга и хорошей самоорганизации. Но это вовсе не значит, что мужчина не справится. Сегодня все-таки в домашнем арсенале много бытовой техники, да и отцы стали куда более вовлеченными. Было бы желание.
Другое дело, что часть мужчин пребывают в иллюзиях о том, что женщины дома отдыхают, ничего не делают: «готовит мультиварка, стирает стиралка», а «розы растут сами». Вот таких мужей, если они пожелают «домовничать», ждет сюрприз. Ведь домашний труд не только не оплачивается, он зачастую почти незаметен, не отменяем и, по сути, неблагодарен. Но, повторюсь, если приступать к новой роли с открытыми глазами, с осознанием рисков, если люди в паре заранее договорились жить именно так, муж на хозяйстве может быть эффективным и гармоничным решением для семьи.
Справка «МК». В России неожиданно высок процент мужчин, которые не работают и ведут домашнее хозяйство, — 15−20%. Круче нас в этом отношении только страны Скандинавии, там «основных или единственных заботящихся о доме» мужчин набралось 20−30%. В Южной Корее домохозяев 5−10%, в США — всего 7%. Но ученые полагают, что тенденция идет на увеличение. Потому что «смена традиционных ролей может привести к более равноправным отношениям в семье и улучшению качества жизни для всех членов семьи».