Туризм для терпеливых
«За последние три года еще ни одна большая экскурсия по Ленинградской области не уложилась в тайминг», — начинает свой грустный рассказ водитель экскурсионного микроавтобуса Егор. План обычно такой: из последнего города нужно выехать в четыре, чтобы успеть вернуться в Питер до пробок.
По факту ни разу не удалось выехать раньше пяти по одной простой причине: каждая пешеходная часть маршрута заканчивается на автовокзале с неработающим туалетом, поэтому мы непременно останавливаемся на ближайшей заправке, где есть хотя бы одна или две кабинки, ну и ждем всех, сетует он.
Для сравнения, можно привести другой рассказ от российской путешественницы Марии, впервые оказавшейся в Норвегии.
«Просто представьте себе очень-очень загородную трассу. Справа скалы, слева тайга, до ближайшего города (домов на 100 максимум) километров 300. С обочин на вас смотрят олени, и вдруг, посреди этого дикого края вы видите прямо на обочине площадку, где стоят 5 столиков, мусорные баки и туалет! Настоящий туалет посреди тайги, в нем есть вода, мыло и бумага, там чисто и это — бесплатно», — делится она своими заметками. «В России принято говорить, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Так вот, после Норвегии стало понятно, что не мусорят и не гадят по кустам как минимум там, где есть, куда после себя убрать», — резюмирует Мария.
Действительно, хороших туалетных практик в наших туристических городах практически нет, констатирует урбанист и социолог Петр Иванов. Это упирается в культурные, градостроительные и инженерные проблемы.
«Однако, фиксируемый мною и другими коллегами-урбанистами запрос на общественные уборные в малых и исторических городах вселяет осторожный оптимизм», — замечает он и добавляет, что, работая над проектами для конкурса «Малые города и исторические поселения» Минстроя РФ в различных регионах, фиксирует сформировавшийся запрос на туалеты в общественных пространствах. Возможно, когда будет проведена аналитика результатов развития общественных пространств в малых городах по этому конкурсу, мы обнаружим немало успешных кейсов, предполагает Иванов.
Попытки решить эту проблему предпринимают многие туристические города, но не все успешно, соглашается урбанист, генеральный директор агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский. Туалеты или грязные, или советского образца с консьержем и оплатой в 25−50 рублей. На кафе действительно есть нагрузка, некоторые даже выдают посетителям ключ по очереди при предъявлении чека. «Так что нам есть куда развиваться и тут все-таки нужно брать пример с Европы», — подчеркивает он.
Именно сейчас общественным туалетам надо уделять столько внимания из-за ситуации с коронавирусом, уверена кандидат технических наук, автор телеграм-канала о туалетной культуре «Читать в сортире» Алла Насонова.
«Во-первых, небольшая комната без сильного воздухообмена — отличный способ заразиться ковидом, если посетить ее после человека, больным коронавирусом. Кстати, по этой причине в Израиле после карантина разрешено открываться только тем гостевым домикам, комнаты в которых оборудованы индивидуальные туалетами», — обращает внимание Насонова.
Таким образом становится понятно, что «туалетная» проблема в России есть, но перспективы ее решения пока туманны.
Естественно и необходимо
Казалось бы, в России все больше внимания уделяется благоустройству, развитию общественных пространств и «прочей урбанистике», но туалеты во всех этих процессах пока занимают позицию аутсайдеров, существенно уступая плитке и велодорожкам.
«В Тольятти едва ли найдется десяток городских туалетов. Был точно в детском парке Автозаводского района, да и то он достался в наследство от советских времен», — рассказывает путешествующая по Самарской области местная жительница Марина. Причем в последние годы здесь благоустроили несколько парков и скверов, и там теперь есть дорожки, лавочки, спортплощадки, а туалетов либо нет, либо к недоумению горожан они не работают, как, например в открывшемся в этом году шикарном Парке 50-летия ВАЗа.
Ситуация привела уже к тому, что для местных жителей вообще кажется странным поиск именно обычного стационарного туалета. «У нас проложили отличный длинный веломаршрут вдоль леса, но никто не догадался, что на его конечных точках можно поставить кабинки. Когда я на пункте проката велосипедов обратилась к сотрудникам с вопросом, где у них тут “удобства”, мне сказали, что туалет есть в автовокзале (он находится в двух шагах), но при этом отметили, что лучше добежать до леса, потому что на автовокзале туалет “ой, лучше не надо”. Сотрудники проката очень удивились, что в итоге я предпочла старый, да еще и платный туалет на вокзале», — рассказывает Марина.
В городах Самарской области в принципе путешественников спасают от зова природы в основном автозаправки или кафешки. Хотя иногда встречаешь приятные сюрпризы прямо в чистом поле. Так, например возле Свято-Троицкого источника близ села Губино стоит очаровательный туалет-избушка, добавляет собеседница агентства.
Так вышло, что в нашей культуре отправление естественной нужды это дело интимное, рассуждает Иванов. Это приводит к проблемам социального контроля общественных туалетов — они становятся местами распития спиртных напитков и приема наркотиков, убежищами для бездомных, местами случайных свиданий для быстрого секса в обеденный перерыв и так далее. Именно этот культурологический аспект особенно важен при разговоре о проблеме российских общественных уборных: туалет оказывается тем публичным пространством, которое создает покров интимности для порицаемых практик, сокрушается эксперт.
Однако, несмотря на некое табуирование туалетной проблемы в России, интересные и работающие решения в этой сфере все-таки появляются.
«Не могу рассказать об уже реализованном проекте, но, например, у победителя Открытого всероссийского архитектурно-градостроительного конкурса на разработку концепции Петровской набережной в Воронеже, консорциума под лидерством архитектурного бюро MLA+, автора проекта «Черноземноморье», первая очередь их проекта так и называлась: «Плед, свет, туалет» — говорит Георгиевский.
«Это обеспечение городского общественного пространства базовой инфраструктурой, отдых без которой просто невозможен. Такой подход был оценен жюри конкурса и, уверен, нашел поддержку горожан. Ведь благодаря стратегии “быстрых побед” уже через пару лет они смогут гулять по главной городской набережной», — рассказывает он.
Но есть и более странные примеры, о которых рассказывает Насонова.
«В России тоже вкладывают деньги в развитие туалетной индустрии. Например, туалетный модуль стоимостью 4,8 миллиона рублей открыт в конце 2019 года на железнодорожной станции Сортавала. Снаружи отделан горбылем и выглядит как избушка. Зато внутри весь компьютеризирован — позволяет, например, регулировать температуру в каждой кабинке», — приводит она пример из российской практики.
В октябре 2016 года Партия возрождения России выступила с инициативой популяризировать «культуру хождения в общественный туалет», продолжает Насонова.
«Я считаю, что вообще идея построения общественных туалетов уличных должна быть национальной идеей Москвы», — цитирует она члена центрального совета партии Сергея Бухарова. Партия предложила мэрии разработать единый логотип для общественных туалетов, «отражающий всю серьезность и важность этого процесса». Впрочем, власти Москвы этим предложением не заинтересовались. В итоге в Партии возрождения России решили, «что это не самая насущная тема для обращения в правительство Москвы на сегодня», отмечает Насонова.
«Вам — везде»
Бытует мнение, что проблема с туалетами есть только в городах, а на природе «под каждым кустом есть и стол, и дом» ну и туалет заодно, а все, что туристы под этими кустами делают — ну, удобрение же!
Но это заблуждение: большое количество отходов человеческой деятельности природе вредит, а отдыхать в таких «удобренных» местах вообще не приятно.
«Огромное впечатление на меня произвел национальный парк Таганай», — вспоминает путешественница Мария. «И дело не только в природе, просто до его посещения я не встречала в России мест, где так хорошо были решены вопросы с созданием туристической инфраструктуры. Ничего особенного: оборудованные места под стоянки, туалеты, гостевые домики и указатели — и вот уже перед вами очень посещаемый, но при этом чистый и дикий лес», — вспоминает она.
Вторым таким примером стала рекреационная зона «Воргольские скалы», где на реке Воргол оборудовали полноценный кемпинг, продолжает она. Инфраструктуры там всего ничего, необходимый минимум — туалеты, рукомойники, мусорные баки и разметка под палатки, зато, когда есть, где справить нужду и куда деть мусор, вы получаете чистую поляну, где не нужно бояться «вляпаться» или наступить на стекло. «Для сравнения, чуть выше кемпинга расположены сами скалы, на которых тренируются скалолазы. Там всегда много людей, но никаких туалетных кабинок нет, так что место мгновенно становится «с душком», — сетует Мария.
Вот так инструктор школы выживания «Волчица» Ольга Ахманова вспоминает «дамскую комнату» на склонах Эльбруса: «Любимая тема на Эльбрусе — туалет. Дело в том, что он представлял собой свисающий с края скалы деревенский нужник с дыркой в полу — просто отверстие над склоном. Лучше туда не проваливаться. Пройти к WC можно, держась за веревку. Особенно стремно было при порывах ветра в 25−30 метров в секунду. Не случайно перила провешены были именно в туалет. В тот день на улице был ураган, делать было нечего. Очень весело покатались с горки с ледорубами, повязали узлы, погуляли в обвязке в туалет: «Перила свободны!», «Туалет свободен!», — вспоминает она.
Заметнее всего проблема туалетов на обычных городских пляжах.
«В Тольятти далеко не на каждом общественном пляже можно найти туалет, хотя, может, где-то он и есть, но это отдельный квест по его поиску. Плюс на многих вечно какая-то помойка, где отдыхать не хочется», — сетует Марина. «Для сравнения в зоне турбаз “Волна” и “Березка” в лесу есть платный пляж (100 рублей за вход), оборудованный раздевалками, туалетами, мусорными баками — и вот там уже совершенно другое дело. Ну и возле “Итальянского пляжа”, который также расположен в окружении санаториев, есть вполне приличный стационарный бесплатный туалет», — продолжает она.
Туалеты должны быть частью системы экотроп и маршрутов, сейчас этого в России очень не хватает, соглашается Георгиевский.
Поучиться у них
Как и многому в вопросах городского обустройства, практикам, связанным с туалетами, эксперты рекомендуют поучиться у стран Европы. Это имеет смысл хотя бы потому, что история этого вида инфраструктуры в России началась в конце девятнадцатого века.
«В Санкт-Петербурге городской туалет появился в 1871 году. К 1912 году в городе было 42 общественных туалета. И располагались они в местах прогулок или большого скопления посетителей. К сегодняшнему дню многие эти здания оказались либо снесены, либо превращены в заведения общепита. В Москве первые общественные туалеты начали появляться в 90-е годы XIX века. Сегодня из дореволюционных туалетов в столице уцелел лишь один — в сквере Девичьего поля», — подсказывает Насонова.
Для сравнения в Европе этот вопрос имеет куда более богатую историю, напоминает архитектор, директор архитектурной школы «Марш» Никита Токарев.
«На ум приходит знаменитый анекдот об императоре Веспасиане, которому принадлежит цитата “деньги не пахнут”. Считается, что Веспасиан ввел плату за общественные туалеты в Риме, но есть и другая версия этого случая. В Риме было много мелких кузниц для починки домашней утвари и инструмента, в них использовалась моча для охлаждения изделий. А чтобы ее собрать, кузнецы выставляли чаны на улицу, и всякий прохожий мог, справив нужду, пополнить запас. Так вот Веспасиан возмутился, что для получения прибыли кузнецы используют общественную территорию улиц и повелел либо платить налог, либо убрать чаны в помещение», — рассказывает он.
Конечно, современные европейские традиции куда лучше подходят для копирования, чем анекдоты времен Древнего Рима.
В тех странах, в которых нет такого сильного табу на телесные отправления как в России, это решается естественным образом — там знают, что людям свойственно посещать туалет с определенной регулярностью, что это вообще-то хорошо делать в чистоте и в комфорте и что позывы могут возникнуть в любое время и в любом месте, отмечает Иванов.
«Если говорить про Европу и страны, затронутые голландской моделью квартальной решетки, то культуральный аспект появления туалетов подкрепляется инженерным. В отличие от советских микрорайонов с их фривольной организацией коммуникаций, квартальная решетка несет под собой такую же простую решетку городских коммуникаций, и установка уличного туалета имеет гораздо меньше шансов превратиться в захватывающее приключение с непредсказуемым результатом», — подчеркивает он.
При поездке в Европу разница с Россией сразу бросается в глаза, сетует Георгиевский. Идеальный туалет с новейшими системами очистки и санитарной обработки можно найти даже в глухом немецком лесу где-то на автобане. Это часть культуры, стремление максимально упростить и оптимизировать свои действия. Европейцы ценят свое время, заботятся о себе и своем здоровье. Кроме того, все туалеты, которые вы встретите в европейских городах, будут оборудованы для маломобильных граждан. Они также будут выдержаны в едином стиле и не выбиваться их общей архитектуры места, отмечает он.
«Еще одна причина — большой турпоток. В крупных городах всегда много туристов и удобства организуют в том числе и для них. Но учтите, что туалеты там все платные, даже на автозаправках. Обычно это талоны или монеты в 50 центов или 1 евро. В курортных городах тоже установлены туалеты, которые обычно соседствуют с душем и кабинками для переодевания», — поясняет Георгиевский.
Уборные — необходимая часть туристической инфраструктуры, но иногда они сами становятся местом паломничества туристов, рассказывает Насонова.
Общественный туалет в новозеландском городе Кавакава в реконструированном в 1999 году здании 60-х годов постройки считается одним из самых посещаемых в мире. Популярность уборной связывают с тем, что ее создал знаменитый австрийский художник Фриденсрайх Хундертвассер, рассказывает она. В процессе работы он использовал кирпичи разрушенного здания Банка Новой Зеландии, плитки, изготовленные студентами колледжа Bay of Islands, бутылки, куски бетона, стали и меди.
В России тоже есть примеры исторических туалетов, добавляет Георгиевский. Некоторые даже превратились в музеи, как, например, знаменитый туалет в ГУМе. Или туалет в Парке Горького — объект культурного наследия федерального (!) значения — портик с колоннами — построенный в 1933 году по проекту архитектора Алексендра Власова, напоминает он.
Сейчас культура городского отдыха снова возрождается, и парки становятся центрами общественной жизни, а следовательно, появляется необходимость в туалетах. Многие исторические уборные восстановлены в первозданном виде и используются по назначению, резюмирует Георгиевский.
Вам может быть интересно: