ГородМестаИнтерьерыКвартира дняЛайфхакиЖизнь за городом

Как пережить ремонт: «Никогда не давайте стопроцентную предоплату!»

18 сентября 2024
Три монолога о том, как сделать ремонт и остаться им довольным.
Источник: Unsplash / CC0

Анастасия, 28 лет, руководитель проекта

Квартира мне досталась от бабушки – она переехала, и мы с молодым человеком начали думать, делать ремонт или нет. Выезжая, бабушка указала на многие недостатки: «можете оставить батареи, но они протекают», «можете оставить окна, но там дует». В общем, и в прямом, и в переносном смысле слова – «бабушкина квартира». Поэтому мы быстро пришли к выводу, что менять надо все, и обойтись малой кровью у нас не получится.

Я знаю, что очень распространен стереотип: «Так, сейчас куплю квартиру, а ремонт уже как-нибудь сделаю». Почему-то все оставляют ремонт на «сдачу». На самом деле это огромная статья расходов. Даже если просто кинуть ламинат и поклеить обои – все равно дорого.

Мы делали ремонт без перепланировки, но некоторые стены пришлось снести – они оказались совсем плохими. Проводка тоже была далеко не в лучшем состоянии. Когда все это демонтировали, рабочие сказали: «Слава богу, бабушка уехала, потому что тут все могло просто сгореть».

Вообще, бригаду мы искали долго. Сначала я попросила прошедших через ремонт знакомых поскидывать контакты. Потом зашла на специализированный сайт – разместила объявление. После этого устроили «смотрины». За все время к нам успело приехать человек 15. Больше всего поразило то, что цены, кажется, берутся просто с потолка. Разброс оказался очень серьезный. Один бригадир мог прийти и сказать: «Ну, 800 тысяч я возьму только за демонтаж». Второй: «Восемьсот тысяч возьму за все без учета материалов». А третий: «Я тут один все сделаю за 800 тысяч с материалами».

В общем, кто во что горазд – и нет никаких стандартов. Еще поразил уровень российского сервиса – многие приходили и как бы, составляя смету, делали нам одолжение. В итоге решили не нанимать никого. Нужного человека помогла найти консьержка. Она поймала нас и спросила: «Ребят, вы случайно не ремонт хотите делать? У меня тут есть бригадир, который сделал в этом доме уже пять квартир.» К тому моменту мы как раз поняли, что к сталинскому дому нужен совсем другой подход, ведь это не обычная панелька. И поэтому надо искать профессионалов, а не человека-оркестр.

В итоге строитель, которого нам посоветовала консьержка, оказался намного лучше других, и назвал он средний ценник – ни больше, ни меньше. Привел хороших рабочих – сделали все отлично. Может быть, могло быть и лучше, но за те деньги, которые мы заплатили, – просто идеально.

В какой-то момент у меня произошла профессиональная деформация, я даже в баре могла заметить плохо положенную плитку.

А еще, как это бывает, за время ремонта мы обросли целым сообществом друзей, которые тоже делают ремонт. И я, приходя в другие квартиры, стала понимать – нам действительно очень повезло. Видимо, тема хорошей бригады остается сугубо рекомендательной. Потому что среди тех, кого я видела на сайте, кажется, никого похожего даже близко не было.

Слава, 29 лет, дизайнер

В моем случае все было не так ужасно, как многие рассказывают. Я купил квартиру в новостройке в Химках, – евродвушку с черновой отделкой, то есть были стены, выровненные ротбандом, есть разводка сантехники, разводка электрики, стяжка пола и хорошая входная дверь.

Застройщик предлагал допуслугу – предоставить строителей, чтобы они сделали и чистовую отделку. Мне показалось, что это самый простой вариант. Посчитали, цена меня устроила.

Пришли строители – и тут начались всякие «непонятки». Оказалось, что у них есть свои вкусы и свои представления о прекрасном.

Начнем с того, что я решил сделать квартиру полностью белой. Это такой вариант для ленивых: если ты не хочешь заморачиваться с дизайном, просто выкрась все стены в белый цвет, а потом мебелью, картинами, плакатами укрась интерьер. Все гармонично вписывается и выглядит круто. Но строители этого момента не поняли совсем. Я привез белую краску, поставил, они спрашивают: «Где колор?» Это такая маленькая бутылочка, например, красного или зеленого цвета, которой разбавляют белую краску. Получаются пастельные тона – оливковый, розовый, голубой. У нас многие так любят делать. Я отвечаю: «Колора нет, красьте в белый». Они начали со мной спорить! С горем пополам уговорил их покрасить в белый.

Вариант с обоями я, кстати, даже не рассматривал. Кто-то говорит, что белые стены пачкаются, на самом деле – нет. Даже если и заденешь их чем-то, достаточно протереть влажной салфеткой, даже с тряпкой не надо заморачиваться.

По поводу ванной у нас также была целая дискуссия со строителями. Я насмотрелся красивых картинок и решил, что плитка должна покрывать лишь часть стены, то есть нужен промежуток между плиткой и потолком, – таким образом помещение будет казаться выше.

Строители пугали: «Да тут у тебя плесень везде будет, ванна должна быть вся в плитке!» Три года живу – нет никакой плесени.

В общем, так как строители лезли со своими – простите, просто «колхозными» – советами, я старался приезжать и смотреть за работой каждую неделю. Пару раз меня это прямо спасло. Например, строители захотели сделать порог в спальне, при том что всю квартиру я решил застелить единым куском ламината. Специально подбирал, чтобы обойтись без порога. Они объяснили: «Если что-то вздуется в спальне, будет легче поменять». Я попросил: «Ребята, сделайте так, чтобы не вздулось!»

В квартире, помимо входной, у меня всего две двери – они ведут в спальню и в санузел. Один раз приехал и обнаружил, что одна из дверей стоит вверх тормашками. Перепутали. К счастью, удалось переделать – еще одну дверь заказывать не пришлось.

Но даже несмотря на эти проблемы, я не пожалел, что заказал ремонт у застройщика. Прежде всего – из-за цены, она была в приоритете. Если бы мне сейчас снова пришлось оказаться в подобной ситуации, я бы ничего не изменил, сделал бы точно так же. Тем более и проблемы были в целом незначительные.

Людмила, 30 лет, менеджер по работе с клиентами

Если честно, для меня ремонт стал настоящим бедствием. В основном – из-за людей. По моим ощущениям, только 10% менеджеров фирм, с которыми я связывалась, – адекватные и нормальные люди, понимающие, что ты вообще-то им платишь деньги. В большинстве же случаев это замерщики из разряда «мы договорились на девять вечера, но я подъехал к восьми утра, впустите».

К менеджерам компании, где я покупала двери, приезжала лично и в подробностях объясняла, что мне нужно. Прислали итоговую спецификацию – ничего не совпадает.

Я сразу понимала, что не готова нанимать гастарбайтеров, ведь тогда бы мне пришлось забросить работу месяца на четыре, засесть в квартире и руководить ими. Это, кажется, единственный вариант получить в таком случае что-то вменяемое. Мне проще было обратиться в знакомую компанию. Ею руководят две женщины, которые сами производят отделочные работы. Говорят, проще так, чем кого-то учить.

Но даже в таком варианте, как и в любой работе с людьми, есть свои недостатки. Скажу так – мои женщины оказались несколько... нервными. Когда я им сказала, что хочу квариловую ванну, началось нечто, очень похожее на истерику: «Мы об этом не договаривались, мы не знаем, что это такое». И даже если они и правы, зачем же так нервно реагировать?

Главное мое ощущение от ремонта – что я на протяжении нескольких месяцев подрабатывала воспитательницей в детском саду. Большая часть людей, с которыми мне пришлось взаимодействовать, похожа на детей-раздолбаев – не могут долго концентрироваться, вечно обо всем забывают. Но пока ты им не заплатила, они будут тебе постоянно названивать. Как только отдашь всю сумму – уже тебе придется за ними побегать.

Мое золотое правило: никогда не давать стопроцентную предоплату.

В какой-то момент мне вообще показалось, что все адекватные люди ушли с этого рынка. Появилось слишком много относительно дешевой рабочей силы из ближнего зарубежья – местным стало просто невыгодно работать. А за свою работу они хотят много – ценник не то что в два раза, на целый порядок выше.

До начала ремонта очень сложно оценить весь масштаб трат. Ты смотришь на что-то отдельное – кажется, «большая сумма, но приемлемая», смотришь на что-то другое – снова «большая сумма, но приемлемая», и так далее по списку. У меня на ремонт ушла ровно половина стоимости квартиры – двухкомнатной в новостройке. Правда, я сразу решила делать хороший, не бюджетный вариант, то есть уже со всей мебелью, с кухней, мозаикой и даже фреской.

Еще одну дополнительную сложность организовала наша управляющая компания, которая настроила пропускную систему так, что на территорию не может въехать ни одна машина без пропуска. Причем просто позвонить на охрану ты не можешь, кто-то обязательно должен прийти в управляющую компанию и выписать пропуск. А работают они при этом не круглые сутки.

Читайте также