Как паркшеринг и двухуровневые парковки помогают сэкономить на машино-месте

Стоимость машино-места в Москве в начале года превысила 3 млн руб. и продолжает расти. Однако на спросе это не сказывается — машино-места покупают как для личных нужд, так и для перепродажи. Сэкономить и решить проблему с дефицитом помогают паркшеринг и парковочные подъемники, рассказали «Российской газете» эксперты.
Парковка поземная
Источник: Image by Freepik

Средняя цена сделки при покупке машино-места в Москве составила 3 млн руб. с января по август 2024 года, сообщают в Росреестре. За 8 месяцев 2024 года Управлением Росреестра по Москве зарегистрировано 14 046 прав собственности на машино-места в Москве по договорам долевого участия в строительстве. Это на 23% больше, чем за тот же период прошлого года. В августе средняя стоимость машино-места равнялась 3,6 млн руб., что на 20% выше показателя июля (3 млн руб.).

По мнению замруководителя Управления Росреестра по Москве Марии Макаровой, на цену машино-мест в столице влияет множество факторов. Среди них спрос, сформированный покупателями недвижимости для личных нужд, и инвестиции для перепродажи парковок в сданных и готовых к заселению домах. «Колебание стоимости машино-места в Москве носит умеренный характер на протяжении всего года, но с 2021 года средняя цена парковочного места в новостройках за период январь — август выросла на 50%», — говорит эксперт.

Один из способов экономии на машино-месте — технология двухуровневых парковок. На двухэтажных ярусах можно хранить несколько машин одновременно. Стоимость такой технологии составляет около 400 — 600 тыс. руб. Семья, владеющая двумя машинами, может потратить около 7 млн руб. на покупку двух машино-мест в жилищном комплексе (ЖК) или может купить только одно место и разместить на нем двухэтажный ярус. Это позволит сэкономить около 3 млн руб.

В последние годы спрос на парковочные подъемники увеличился. «Обычно данную технологию приобретают юридические лица — застройщики, проектные организации, но нередко в компании обращаются и физлица для приобретения оборудования в гараж или частный дом», — утверждает генеральный директор «ГК ЛИФТ» Фокин Егор Андреевич. Эксперт считает, что интерес к парковочным подъемникам увеличился из-за поиска застройщиками новых решений при нехватке площадей в мегаполисах.

На двухэтажных ярусах можно хранить несколько машин одновременно. Стоимость такого механизма составляет примерно 400 — 600 тысяч рублей.

Как отмечают в компании «Док Лифт», владельцы двухуровневых парковок могут столкнуться с некоторыми сложностями. Во-первых, эти парковки требуют особого ухода и чистоты, особенно в зимний период. Под днищем авто скапливаются комья ледяного грязного снега, которые сильно загрязняют парковку при оттаивании. Кроме того, для монтажа парковок нужна высота до потолка в чистоте (т. е. до первых инженерных коммуникаций) не менее 3,8 м, а лучше 4 м. Часто в подвальных гаражных такого пространства нет.

По словам доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрея Моисеева, с юридической точки зрения такой механизм не является недвижимостью, что не позволяет его регистрировать, как многоуровневую парковку, когда она спроектирована с применением этажей и полуэтажей. Но размещение на одном парковочном месте двух машин регулирует акт, предусматривающий, что в стоянках с парковочными местами, закрепленными за владельцами, допускается многорядная парковка двух машин, принадлежащих одной семье или одному владельцу, при соблюдении расстояний и при включении такого размещения парковочных мест в задании на этапе проектирования. Судебная практика подтверждает возможность размещения на своем машино-месте иного имущества при соблюдении правил пожарной безопасности. Важная деталь: парковки проектируются с учетом количества машин, выхлопов и других аспектов.

Другой развивающийся способ экономии на покупке машино-места — паркшеринг. Для собственников парковочного места это и возможность получать пассивный доход. «На время отсутствия машины собственник парковочного места по принципу AirBnB может предоставить свое место в почасовую или поминутную плату», — поясняет руководитель компании «Парковки Москвы» Сергей Капчук. Такая система решает проблему нехватки парковочных мест и способствует реновации дворов: на первом уровне размещается пешеходное пространство, а на нижнем — парковочная система.

Технология паркшеринга используется на плоскостных стоянках и в ЖК, где большое количество непроданных или простаивающих мест. По мнению CEO, сооснователя паркшеринг-сервиса GetPark Евгения Воронина, существующая парадигма потребления к использованию паркингов мест должна измениться: на смену владения должна прийти шеринг-экономика с профессиональными инвесторами, которые выкупают «бизнес» с цифровым сервисом.