Жилое пространство, безусловно, не такое белое и пустое, как пространство арт-галереи, поэтому, когда дело доходит до покупки произведений искусства, многие ощущают растерянность, поскольку речь идет о вещах стоимостью в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Будет ли актуальное или любое другое искусство жить в интерьере? И будет ли комфортно и уютно членам семьи находиться с ним в одном доме? Кажется, проще и бюджетнее выбрать что-то нейтральное: фото или печатную графику, шелкографию, литографию, линогравюру ограниченного тиража. Средняя стоимость таких работ — около 60 000 рублей в зависимости от формата.
Если речь идет о цветовых пятнах, то плакаты, как и хорошо сделанный массовый промышленный дизайн, — недорогое и практичное решение, но при этом вполне концептуальное искусство. Галеристы скептически относятся к советам декораторов исходить из сочетаемости арт-объектов с обстановкой в квартире и не любят термин «интерьерное искусство», предпочитая говорить, что предметы арта покупают для того, чтобы получить эмоцию или выйти из рутины повседневности. Тем не менее на сайтах некоторых галерей можно увидеть визуализацию предлагаемых работ в интерьере.
Куратор Русского музея, создатель и CEO пространства Мaison25 Евгения Сероусова занимается корпоративными и частными коллекциями, в том числе и искусством для жилья. «Я помогаю формировать уникальный художественный код дома. Это очень классный личный опыт для каждого: тонкая психологическая игра, где ты работаешь с формированием эстетического интеллекта заказчика, — рассказывает она. — Я стараюсь бороться с декоративно-прикладным мышлением аудитории, хотя понимаю, что это безопасный старт для начинающих. Я не против чисто декоративных вещей, но функционал искусства куда больше, чем просто получение эстетического удовольствия».
Исполнительный директор ярмарки 1703 Ангелина Карпухина считает, что выбор искусства в дом — правильное начало. «Первая осмысленная встреча с искусством может случиться и, на мой взгляд, чаще всего происходит, когда человек отталкивается от интерьера, — говорит она. — Этот увлекательный процесс может не только захватить и изменить ощущение себя и пространства, но и наполнить жизнь новыми знакомствами, добавить яркие точки крупных арт-событий в туристические маршруты, расширить оптику восприятия мира».
Сегодня покупка искусства в интерьер меняет свой характер. Основатель и арт-директор галереи Myth Ольга Профатило говорит: «Мы чаще всего работаем непосредственно с профессиональными коллекционерами и лучше знаем их специфику и психологию покупки. Тем не менее бывает, что наши клиенты приобретают работы для своего дома, иногда с помощью дизайнера или консультанта. Чаще всего арт-объект подбирается под конкретное место в готовый интерьер, исходя из заданных размеров, эстетики дизайна, личных предпочтений клиента. Но сейчас некоторые начали проектировать свое пространство под коллекцию или определенные работы, которые вызывают отклик».
Дизайнеры полагают, что любой подход приемлем. «У меня в доме есть искусство, но сам я его никогда не покупаю, — говорит архитектор Евгений Нейманд, основатель бюро Neimanddesign. — В основном это подарки друзей-художников — Алексея Помулева, Марины Икоку, тандема Сергея Сонина и Ирины Самородовой. То, что делают эти художники, мне нравится, и эти вещи прекрасно живут в моем доме, специально вписывать что-то я не считаю нужным. Вообще по-настоящему талантливая вещь всегда войдет в интерьер».
Впрочем, для тех, кто не уверен в своем вкусе, но хочет дополнить интерьер искусством, есть классические простые советы, говорит Евгений Нейманд: «Не добавляйте еще оттенков, если у вас в интерьере уже есть активные цвета, лучше вписаться в уже имеющуюся палитру. Новый оттенок, безусловно, может хорошо работать, но может оказаться чуждым — это всегда лотерея. Считается, что черно-белое фото или графика — наиболее универсальное и спокойное решение, хотя на самом деле такие вещи могут выглядеть слишком серьезно и концептуально».
Ольга Профатило считает, что в некоторых случаях можно воспользоваться стратегией «купить искусство под ключ» и в ней есть свои преимущества: «Это очень хороший вариант сэкономить время и деньги. Если у вас есть специалист, чье видение вам нравится и кому вы доверяете, это может быть очень успешный проект. Так как именно галерист знает, какие работы у автора первого порядка. Более того, за пакетное предложение вы можете получить хорошую скидку, а в будущем такое сотрудничество может перерасти в начало увлекательного коллекционирования».
Муки выбора
Одна из мировых тенденций — стремление подчеркнуть с помощью искусства национальные черты или историю семьи хозяев дома. Но большинство клиентов в России все же хотят таким образом выразить свою индивидуальность. Среди причин, побудивших к покупке, называют желание инвестировать в арт или же сделать подарок себе. Галеристы отмечают, что растет интерес к высокотехнологичному искусству и мультидисциплинарным авторам. «Если говорить о тенденциях, то стоит отметить широкий диапазон материалов, с которыми сегодня работают художники. И речь идет не только о керамике или текстиле, которых становится заметно больше с каждым годом, но и о работе с деревом, металлом, стеклом», — комментирует Ангелина Карпухина.
Высокотехнологичное искусство — популярный выбор молодых клиентов, которых привлекают относительно невысокие цены (в среднем от 70 000 рублей), компактность и мобильность объекта, который может храниться в облаке.
Наполнить пространство не только эмоциями, но и полезной информацией призвано пока еще новое для России направление Art & Science — искусство, созданное совместно учеными и художниками в научных лабораториях. «За чувственными образами Art & Science объектов всегда стоят исследования на злободневные социальные темы. Думаю, что наличие в доме частички прорывной науки может быть очень вдохновляющим, — рассказывает директор Центра Art & Science Университета ИТМО Елизавета Менис. — Это не только технически сложные инсталляции, но и цифровые проекты разных размеров (от маленькой фоторамки до большой плазменной панели), и даже малые скульптурные формы, которые легко станут частью интерьера». Еще один аргумент в пользу новых медиа, по мнению эксперта, — практический. Классические художественные формы не предполагают частой ротации, а в городской квартире обычно просто нет ме- ста для хранения предметов искусства. Цифровые работы легко менять по необходимости.
В этом году на ярмарке 1703 большой популярностью пользовались тиражная графика и авторские фотографические отпечатки, говорит Ангелина Карпухина, например, мастерская и галерея экспериментальной печати «Пиранези LAB» показали работы из проекта «Остров» петербургского художника Виталия Пушницкого, а также тиражную графику Ольги Чернышевой, Кирилла Челушкина.
Личный опыт
Основательница и идеолог проекта Masters Полина Бондарева, курирующая программу пространства Левашовского хлебозавода в Петербурге (там есть и галерея цифрового искусства), говорит, что первые объекты из своей коллекции покупала «для интерьера»: «Первое искусство я выбирала как раз в квартиру, мне повезло, дизайнером выступила Марина Гисич, галерист, поэтому все работы были выбраны не случайно: объекты Марины Алексеевой, живопись Геннадия Губанова, Григория Майофиса, многие из них с годами даже выросли в цене. Потом я начала больше экспериментировать и присматриваться к молодым именам, и сейчас в наших московских апартаментах можно встретить не только живопись и графику, но и объекты. Например, березу с мантрами Федора Херосиге, панно из металла Лизы Бобковой, инсталляции Ивана Карпова. Если давать совет, с чего начать свою коллекцию, пусть даже в квартиру, я бы обратила внимание на ярмарку молодого искусства Blazar и ярмарку 1703, а если хочется провенансных художников, то стоит посетить Cosmoscow и приобретать работы уже у состоявшихся галерей».
Основательница галереи KGallery Кристина Березовская предупреждает, что ошибки неизбежны, и советует довериться своим ощущениям, несильно задумываться над концепцией и идеологией своих покупок, не стесняться задавать вопросы, интересоваться, из чего состоит цена. «Я люблю совмещать старое и современное, это очень заводит. Мечтаю о работе художника Георгия Нисского — основателя сурового стиля в советской живописи, даже не в интерьер, а просто так. Эмоционально приобрела работу художника Петра Кирюши прямо с открытия выставки в Myth gallery, понравился ее цвет и сюжет — конструктивистское здание из детства художника тонет в мареве заката, теперь эта работа висит у меня в гостиной по соседству с Михновым-Войтенко. Люблю ироничную керамику художницы Веры Светловой — ее псевдосоветская тарелочка стоит у меня рядом с фарфором ЛФЗ».
Коллекционер Аля Есипович разместила собрание советской скульптуры периода 1917−1937 годов в своей квартире. Для скульптур и барельефов Матвея Манизера, Дмитрия Цаплина, Василия Ватагина, Надежды Крандиевской потребовалось создать соответствующее пространство: в квартире все стены одного сероватого оттенка, только профессиональный свет, нет никаких декоративных элементов, минимальное количество мебели — в основном дизайнерский винтаж. «Искусство в доме может быть разным, но важно осознать разницу между жилплощадью, пусть красиво и со вкусом оформленной, и домом как территорией смыслов. Я начала жить вместе с коллекцией не сразу, к этому надо было прийти».
Картина на заказ
Сегодня репутация у искусства на заказ неопределенная: часто представляется некий абстрактный клиент, чей непритязательный вкус препятствует свободе творчества художника. Однако мировое искусство веками жило и развивалось именно благодаря заказам государства, церкви, меценатов и коллекционеров: папа Юлий II и Рафаэль, Лоренцо Медичи и Сандро Боттичелли и Микеланджело, Павел Третьяков и художники-передвижники, наконец, Сергей Щукин и Анри Матисс. А например, фламандский натюрморт во многом сформировался как раз благодаря рядовым частным заказчикам. Один из кураторов резонансной выставки «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин рассказывает: «Натюрморт — это живопись, которая должна доставлять удовольствие, и фламандская кисть того времени предлагала ровно то, что хотели видеть зрители. И иногда это были странные вещи, например сцена с от- рубленной и освежеванной бычьей головой, собакой, тянущейся к ней, с огромным тесаком мясника, с которого капает кровь. Это и многое другое в качестве сюжета для декоративной живописи нам сейчас представить трудно, а тогда людям было интересно».
«Когда художник работает под определенный заказ — это нормально, и так оно всегда было в истории искусства, — комментирует Евгений Нейманд. — Сейчас я вижу некоторую проблему: много интересных работ и идей, но художники работают, скажем так, для какого-то абстрактного пространства или стены. У меня есть проекты, которые задумывались сразу с искусством, например, я делал квартиру для молодого человека, и мы обращались к известному граффити-художнику Sasha Trunskee (Саше Труну), который сделал нам триптих специально под интерьер, с учетом цветов и фактур, которые были использованы в этом проекте».
Галеристка Наталья Вознесенская из галереи Inloco, специализирующейся на граффити и стрит-арте и представляющей, в частности, Сашу Труна, отмечает, что художники этих направлений отличаются умением работать с разными пространствами: от масштабных паблик-арт-проектов до оформления камерных и частных пространств. Они готовы к проектам на заказ. Например, к созданию нового произведения в художественной серии, исходя из параметров технического задания. Так произошло с «Волчьей ягодой» Никиты Dusto, которая была сделана во время арт-интервенции в Дубае в 2022 году. В 2024 году пришел запрос на создание произведения, в результате появилась еще одна работа в серии", — рассказывает галеристка.
От собрания к коллекции
«Эксперты говорят, что собрание можно назвать коллекцией в тот момент, когда дома заканчиваются поверхности, — комментирует Ангелина Карпухина. — По моему личному ощущению, человек становится коллекционером, когда впервые сожалеет об упущенной работе. Значит, он уже заражен (в хорошем смысле слова) этой страстью. Но какая бы обширная или, наоборот, очень камерная ни была коллекция, она меняет образ мысли. Искусство — это очень важная материальная метафора времени, в котором мы находимся».
Часто люди опасаются, что в дальнейшем им перестанут нравиться приобретенные работы. Кристина Березовская, чья галерея выросла из частной коллекции семьи, рассказывает, что собирать искусство начинал ее отец: «Его интерес всегда составляли художники Серебряного века, я выросла среди коллекции, им сформированной. И надо сказать, эти работы стали моей базой, с которой начал формироваться мой личный вкус. Я везунчик, имея блестящую и довольно консервативную коллекцию своей семьи, я продолжаю их любить, но также приобретаю и современные работы. Высшим пилотажем считаю интеллектуальный и в то же время дерзкий микс из работ разных эпох».
«Коллекция, безусловно, меняет жизнь, вы подчиняетесь ей, вы думаете, что с ней будет дальше, и это большая ответственность, — говорит Аля Есипович. — Перед тем как начать сбирать искусство, стоит заглянуть внутрь себя и определить, чем вы отличаетесь от других. Мне ближе осознанное собирательство. Коллекционер не должен рассчитывать, что через собрание он станет богатым человеком. Ведь иногда покупаешь на последние деньги, это путь отказа себе в чем-то необходимом. Но если вы не приобретаете нужную для собрания вещь, то чем вы, собственно, занимаетесь?».