«Отказавшихся от приватизации муниципального жилья в масштабах страны не так много, но спорные случаи по ним возникают регулярно, — объясняет эксперт. — Причины отказа у всех разные: кто-то принципиально против приватизации, кто-то не хочет иметь имущество в собственности из-за долгов, а у кого-то и так есть своя недвижимость. Но если человек отказался от приватизации, у него все равно сохраняется право пожизненного проживания в этой квартире. Даже если собственники потом перепродадут объект кому-то еще».
Но возможность жить в квартире даже после отказа от приватизации — это не единственная гарантия для человека. Недавно Конституционный суд восполнил пробел для ситуаций, когда отказником является бывший член семьи, например, муж или жена. Суд разобрал жалобу россиянки, которая когда-то отказалась от приватизации, но супруг своим законным правом воспользовался. Затем пара развелась, а дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Супруг как собственник жилья получил возмещение. Но женщина осталась без своей возможности проживать в доме сколь угодно долго, ведь объект просто перестал существовать. Денег в качестве компенсации она тоже никаких не получила.
Чтобы сохранить жилищные гарантии для бывших членов семьи собственников, правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект. Он позволит отказавшимся от приватизации бывшим родственникам вне очереди получать жилье по договору соцнайма. Это будет возможно, если утраченное жилье для них было единственным пригодным для проживания и возникла нужда в улучшении жилищных условий.
«Жилье, которое когда-то можно было приватизировать, постепенно приходит в негодность, и мы еще увидим не одну подобную историю, — поясняет адвокат. — Решение Конституционного суда помогает не нарушать права отказников, используя механизм получения жилья по соцнайму. Однако правила приватизации муниципального жилья можно изменить и иначе. Например, чтобы тот, кто отказался от оформления права собственности, терял все права, включая право проживания. Потому что при сделках с жильем такое право постоянного проживания бывает сложно проверить. Для нового покупателя объекта наличие чужого человека в доме может стать крайне неприятным сюрпризом».