Грамотно обставленная кухня или столовая может обмануть мозг, убедив его в том, что еда на тарелке слаще, чем на самом деле. К таким выводам после исследования пришли итальянские ученые.
Доказано, что чем больше тарелка перед человеком, тем больше он себе накладывает и в итоге съедает. Это же правило действует и для размера столовых приборов. А еще известно, что чем эстетичнее выглядит подача еды и само блюдо, тем проще пробудить аппетит и тем лучше в итоге усвоится пища. Недавно психологи сделали еще одно открытие: вкус блюда и напитка может меняться в зависимости от того, в каком помещении человек принимает пищу.
Шумный ресторан и спокойное кафе.
Гипотезу о том, что окружающая среда способна изменить вкус еды, выдвинули промышленные дизайнеры и психологи из итальянского Университета Кампании. О результатах исследования они рассказали в статье, которая появилась в журнале Food Quality and Preference.
Ученые набрали добровольцев и отвели их в ресторан. Заведение было оформлено в красных тонах, громко играла музыка, за соседними столиками разговаривали люди, лампы излучали желтый теплый свет. Там испытуемым вручили по стакану апельсинового сока с пониженным содержанием сахара и предложили оценить его аромат, сладость, кислинку, горечь, свежесть и густоту по семибалльной шкале.
Затем участников исследования отвели в более спокойное заведение: светильники были «прохладнее», в интерьере преобладали зеленые цвета, было тихо, а посторонних людей — совсем немного. Здесь людям снова дали выпить тот же сок.
Выяснилось, что в атмосфере «вечеринки» напиток показался участникам слаще и ароматнее, чем он был на самом деле, — видимо, из-за того, что все остальные органы чувств в это время фиксировали более интенсивные сигналы от окружающей среды.
Чем объяснить феномен.
«Прием пищи — это мультисенсорный опыт, — пишут авторы. — Аудиальные и визуальные стимулы могут влиять на вкус продукта. “Картинка”, шум, который мы слышим во время употребления пищи и напитков, могут менять наше психологическое ощущение от пищи и напитков».
Напомним, помимо внешних факторов вкуса есть и внутренние, которые включают специфические характеристики самой еды: название блюда или бренда продукта, цвет еды и упаковки, тип и форма упаковки, запах, температура, консистенция, звук, издаваемый при употреблении пищи. Все это также влияет на то, кажется ли еда человеку вкусной. А еще на восприятие вкуса влияют гены, пол, возраст и даже масса тела.
Ученые резюмируют в статье, что их открытие может помочь людям снизить потребление сахара: воздействием на интерьер можно обмануть мозг и заставить себя есть меньше сладкого. К примеру, в заведениях, которые пропагандируют здоровую еду, дизайнеры могут использовать спокойные голубые и зеленоватые оттенки и рекомендовать включать негромкую музыку.