erid: 2VtzqxadBEg
Новая спортплощадка или арт-центр, освещение на набережной и удобные лавочки — каждая новая зона, которую привели в порядок, дает импульс развитию чего-то нового в городе. Поэтому когда говорят о благоустройстве, речь не только о красоте улиц — речь о том, как тут будут жить люди.
«Новые пространства меняют облик и функции городов и очень важно, чтобы такие пространства были востребованными. Для этого необходима синхронизация с экономической, культурной, спортивной повесткой, географическими и этнокультурными особенностями региона», — рассказал замминистра строительства и ЖКХ России Алексей Ересько на форуме «Север-Юг: Комфортная среда» в Ханты-Мансийске.
Как определить, что делает город лучше
Новая точка притяжения в городе — это новые привычки жителей, местные традиции, место, где может развиваться малый и средний бизнес. А еще это развитие транспорта и других коммуникаций. Но только при условии, что этот новый островок притяжения — это действительно то, что нужно в этом конкретном месте.
Ощущения от жизни в городе надо как-то оценивать и сравнивать, причем комплексно — тогда управлять изменениями можно с максимальной пользой. Для этого уже пять лет используют индекс качества городской среды — комплексный показатель, который включает в себя оценки города по 36 параметрам. Там все: доля аварийного жилья, загруженность дорог, состояние парков и др.
А дальше смотрят, как индекс меняется и какие показатели проседают. Так что индекс — не только важный инструмент оценки качества жизни, но и механизм, помогающий определить, как и что стоит развивать в городе, подчеркнул Алексей Ересько.
Город может набрать максимум 360 баллов. По итогам 2022 года 603 российских города из 1117 признаны благоприятными для проживания, то есть набрали более 180 баллов. Среднее значение по стране — 192 балла, с 2019 года оно выросло уже на 13%.
Что получается на практике: пример
Поскольку международный форум, на котором обсуждали комфортную городскую среду, проходил в Ханты-Мансийске, можно посмотреть на практику именно там. Не самый большой, но важный город, непростой климат, самобытная история региона — как можно улучшить жизнь здесь?
По словам губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Натальи Комаровой, регион еще в 2019 году утвердил свой региональный стандарт создания комфортной и безопасной среды. Сейчас он синхронизируется с показателями принятого по всей стране индекса.
«С начала реализации проекта Югра находится в топе лидеров городов и регионов России, занимая третье место в Уральском федеральном округе и 16 место в стране», — отметила Наталья Комарова.
Свежий пример — территория на правом берегу Иртыша в новом микрорайоне Ханты-Мансийска «Береговая зона». Общая площадь проекта — 2,3 тыс. кв.м.
На ул. Георгия Величко в 2021 году построили молодежный спортивно-досуговый центр, а в 2023 — образовательно-молодежный центр «Арт-резиденция». Территорию между двумя зданиями украсили подвесные световые качели, декоративные деревья, светящиеся кубы и пр.
Там же оборудовали спортплощадку со зрительской трибуной. Покрытие и размеры позволяют играть в баскетбол, волейбол, теннис и мини-футбол.
А еще на этой территории обустроили первую в городе спортплощадку на открытом воздухе под навесом. На площади более 456 кв.м с травмобезопасным резиновым покрытием установили 12 тренажеров на различные группы мышц и турники для воркаута. И сделали первую в ХМАО мини-площадку для панна футбола — игры один на один.
Возле площадки установлена велопарковка, камера видеонаблюдения и точка доступа в интернет.
Национальный проект «Жилье и городская среда» был запущен по инициативе Президента России Владимира Путина. Одна из целей нацпроекта — повышение качества городской среды в 1,5 раза к 2030 году. С 2019 года уже благоустроено более 60 тыс. общественных и дворовых территорий.
В рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» реализовано 487 комплексных проектов — победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. За время существования конкурса отобрано 1027 объектов: 421 парк, 206 набережных, 148 площадей, 252 улицы и пешеходные зоны.
Социальная реклама. АНО «Национальные приоритеты» ИНН 9704007633