Жители одного и того же дома чаще всего делятся на две категории: первые — жалуются на недостаточное количество лавочек во дворе, мол, теплыми вечерами и посидеть негде. Вторые — наоборот, убеждают в необходимости устранять скамейки, дабы не «разводить» маргинальные компании под окнами.
Они в столице не такая уж и частая проблема, кстати. Штраф за распитие спиртных напитков в общественных местах — до 1500 рублей.
Вместе с Департаментом ЖКХ города Москвы мы разобрались, как получить разрешение на установку или устранение скамейки в собственном дворе и кто за это отвечает.
Кому принадлежат скамейки?
Лавочки, урны и прочее хозяйство — элементы озеленения и благоустройства придомовой территории. И по закону принадлежат жильцам. Соответственно, именно они вправе решать на собрании собственников, где и как все это добро устанавливать, либо демонтировать лавочки во дворе.
Поддерживать же состояние инфраструктуры и ежегодно окрашивать ее должна управляющая компания или сотрудники «Жилищника».
Ставим лавочку: способ первый — через собрание
Первый способ — достаточно долгий, зато по закону.
Старшему по дому необходимо провести анкетирование. Например, положить брошюрки в почтовые ящики, обойти все квартиры или организовать опрос в чатах соцсетей. Но лучше всего устроить «офлайн» собрание всех жильцов, чтобы выяснить кто «за», а кто «против» данной идеи.
Важно, что опрос проводится именно среди всех собственников, а не жильцов одного подъезда. По законам Жилищного Кодекса РФ идейному вдохновителю нужно получить всего 2/3 голосов в пользу установки скамейки от соседей по дому.
Важно, что в протоколе собрания должны быть прописаны ФИО и номера квартир.
В завершении копии документа нужно отправить в «Жилищник», префектуру и управляющую компанию (УК) и ждать ответных действий.
«Инициатором собрания собственников может быть любой житель многоквартирного дома. Помощь в проведении собрания могут оказать в управе района или в управляющей организации», — сказали в Департаменте ЖКХ по Москве.
Но даже в таком, казалось бы, простом действии есть много нюансов. Голоса учитываются не по количеству согласных на идею, а пропорционально доле в доме, принадлежащей собственнику.
Что это значит? Например, если у одного человека несколько квартир в доме, то и голосов у него больше. Помимо этого, подписи в управе будут проверять на достоверность. Если возникнет доля сомнения в их подлинности или заметят одинаковый почерк, то сотрудники организаций могут выборочно обзванивать «подозрительных» подписантов.
Кстати, без подписей жителей первого этажа запрос, скорее всего, не одобрят. В официальных документах об этом не упоминается, но именно так управляющие компании страхуют себя от будущих неприятностей. Так как именно жители нижних этажей больше всего страдают от вечерних загулов и курящих на скамейках людей.
Ставим лавочку: способ второй — через визит в управу
Второй способ чуть легче. Часто именно пенсионеры голосуют за скамьи у подъездов. Но здоровья не хватит на обход всех квартир.
Поэтому житель может и сам отнести запрос в тот же «Жилищник» и настойчиво требовать рассмотреть его. Если ответной реакции не последует, то можно обращаться в УК или префектуру.
Обычно запросы людей, ограниченных в движении или преклонного возраста, рассматриваются без «прелюдий».
Ставим лавочку: способ третий — через онлайн-сервисы
Третий способ — только онлайн. Любой москвич, который умеет обращаться с цифровыми технологиями, может воспользоваться специальными городскими приложениями и проголосовать за изменения во дворе, или отправить заявку на рассмотрение.
Так на сайте мэра столицы (mos.ru) в разделе «Москва — наш город» нужно кликнуть на окно «Сообщить о проблеме» и описать предложение. Дальше остаётся только ждать.
«Работы по установке лавочек у многоквартирных домов выполняются в рамках программы по благоустройству дворовых территорий, которая формируется префектурами административных округов города Москвы, учитывая предложения жителей, обращения на портал “Наш город”, итоги голосования на проекте “Активный гражданин”. А также результаты мониторинга технического состояния дворовых территорий с обязательным согласованием Советом депутатов муниципальных округов», — подчеркнули в Департаменте ЖКХ.
Можно ли убрать скамейку самостоятельно?
В этом случае путь один — собрание, подписи, управа. Обычно такого рода запросы рассматриваются критически долго, но рано или поздно люди добиваются своего.
Если управа с ответом затягивает, рекомендуется отправлять коллективные письма в префектуру округа. В этом деле важна массовость. Скорее всего, на просьбу одного человека желаемого ответа не последует.
Главное — не самовольничать. Не стоит самим «выкорчевывать» скамьи. У большинства подъездов есть видеокамеры, по которым легко вычислить нарушителя. В таком случае административного наказания за мелкое хулиганство не миновать.
Бывали случаи, что после «нападения» на скамейки сотрудники УК приваривали «намертво» предметы благоустройства к металлическим основаниям в земле.
Когда дойдет до официального «изничтожения» лавочки — и асфальт придется ломать, и ямами газон портить.