Заказчики и задачи
Хозяйка этой однокомнатной квартиры в Москве — девушка-искусствовед. Кроме искусства, она увлечена винтажем и дизайном интерьера.
«Заказчица хотела получить камерное пространство с европейским налетом, но чтобы в нем нашла отражение и советская эпоха. Необходимо было собрать все дорогие сердцу предметы и вписать их в интерьер.
Вдохновением и направлением для концепции интерьера стала советская винтажная люстра «Ананас», которая досталась хозяйке от бабушки.
Все детство, просыпаясь утром, заказчица смотрела на эту люстру», — рассказывает автор проекта Алена Матисова.
Планировка
Эта квартира была уже с ремонтом. Хозяйка хотела изменить интерьер, но не прибегать к глобальным работам, как перепланировка. Тем более что кухня — с газом. А это всегда усложняет согласование.
Таким образом, планировку оставили неизменной. Здесь достаточно просторная кухня с балконом, отдельная комната, гардеробная и ванная.
При этом комната непростой планировки, со скошенным углом и вытянутая.
Был и другой вопрос, который предстояло решить декоративными приемами.
«В прихожей на 4,6 кв. м приходилось целых пять дверей. Было важно визуально скрыть этот недостаток.
Для решения задачи мы убрали дверь на кухню, а дверь в гардеробную заменили гардиной.
В спальне мы сделали откатную дверь вместо распашной. Для входной двери использовали гладкую серую накладку, чтобы не привлекать к ней внимание и плавно вписать в общую цветовую гамму», — объясняет автор проекта.
Отделка и цвет
«В поддержку предметов интерьера, которые пришли из детства заказчицы, хотелось отразить культуру Европы 60-80-х гг, совместив ее с эстетикой СССР», — начинает автор проекта.
Так, соответствующую атмосферу постарались создать с помощью плитки с рисунком серого терраццо, вспоминая, что похожую отделку использовали в советских общественных учреждениях.
На фартуке кухни выложили прямоугольную плитку, выбрав вертикальную укладку.
«Это можно встретить в отделке первых этажей советских панелек», — объясняет дизайнер. В спальне оставили паркет, который был здесь.
Ванную комнату тоже не переделывали — так хотела хозяйка.
Стены окрашены. Использовали принципы колор-блока, который актуален для стиля «Мемфис» и «mid-century модерн» — именно они ассоциируются с эпохой 60-80-х в Европе.
Так, например, зона сна в спальне выделена розовым цветом, а отдыха — синим, причем в синий окрашены не только стены, но и потолок.
Тот же прием зонирования применили на кухне. У входа — синяя зона, обеденная — окрашена в розовые цвета, другим оттенком, более насыщенным, выделена цветная арка.
В прихожей стены разделены горизонтальным окрашиванием. Верхняя часть — в сером цвете, нижняя — в синем. Их соединяет розовый кант, потолок — тоже розовый.
Балкон, который стал местом отдыха, продолжает ту же цветовую концепцию и окрашивание блоками. Стена, которая граничит с кухней — розовая, остальные — серые. Потолок — синий.
«Множество углов и неправильная форма помещений были проблемой этой квартиры. Цвет стал основным и самым важным инструментом для корректировки форм комнат.
Основное сочетание цветов мы взяли из коллекции картин заказчицы: глубокий синий, чтобы цветом отрезать часть комнаты со множеством углов и замаскировать их.
Пыльно-розовый — в качестве основного, обволакивающего и мягкого цвета. Серый — для мебели и дверей, что позволило нам сделать крупные объемы менее заметными.
И в качестве акцента — ягодно-бордовый цвет. В спальне белый потолок спускается на стену, что визуально расширяет площадь комнаты. Это было нужно, чтобы сделать ее более квадратной.
Во всех помещениях мы использовали одну цветовую схему, но в разных соотношениях. Так как квартира небольшая, не хотелось ее дробить на разные участки. Одинаковые цвета позволили нам объединить зоны», — комментирует дизайнер.
Системы хранения
Хранение здесь можно разделить на функциональное и декоративное.
Функциональное — шкафы для повседневных вещей. Их, по словам автора проекта, постарались сделать максимально скрытыми.
Так, например, в спальне установлен высокий шкаф с фасадами в цвет синих стен. В прихожей — узкий шкаф с серыми фасадами. В гардеробной, скрытой за шторкой, тоже хранятся основные вещи хозяйки.
Декоративное же хранение предназначено для декора и коллекции владелицы квартиры. В зоне отдыха в спальне — серый стеллаж.
«Он выполняет несколько важных функций: скрывает узкий выступ стены у входа и визуально зонирует помещение на кофейную зону и спальную.
Стеллаж является «библиотекой», где хранятся книги по искусству, архитектуре, дизайну, демонстрирует декоративные предметы и аксессуары», — объясняет Алена.
С двух сторон от окна установлены стеллажи под дерево.
«Их функция — уравновесить пространство комнаты и сделать стену с окном более выступающей, чтобы визуально сократить длину помещения. Цвет натурального дерева был выбран специально, отличным от цвета стеллажа кофейной зоны, чтобы подчеркнуть разную зональность и добавить тепла и уюта в спальную часть», — добавляет дизайнер.
На кухне для выставки посуды выбрали витрину от ИКЕА. Она графичного черного цвета. При этом изначально купили белую витрину, черной не было в наличии. Перекрасили на производстве специально под проект.
Гарнитур на кухне — это одновременно и функциональное, и декоративное хранение.
Чтобы облегчить визуальное восприятие, сначала хотели отказаться от верхних шкафов. Но в кухне нужно было спрятать коммуникации, включая газовый котел. Это сделали в закрытых модулях, а в верхней части скрыли трубы.
По центру же расположили полку, стену за ней оформили зеркалом. Это стало еще одним местом для выставки декора.
Освещение
«Заказчица хотела уйти от яркого плоского освещения. Поэтому потолочный свет использовали минимальный.
Выбрали мягкий вечерний свет, чтобы сделать пространство уютным, камерным и обволакивающим.
Основным принципом для подбора освещения стала концепция винтажа. Мы старались даже современные светильники найти с ретронотками», — комментирует дизайнер.
Так, на кухне размещена та самая люстра «Ананас», дорогая сердцу заказчицы. Кухонный гарнитур подсвечивается дополнительно точечными спотами, а у зеркала есть два бра в винтажном стиле для вечернего освещения.
Над кроватью в спальне разместили светильник с бумажным плафоном, который подвешен к потолку и украшен лепной розеткой.
Рядом с кроватью — круглый подвес графичного черного цвета, а у кресла — бра в том же оттенке. Лоджия освещается крупным белым потолочным подвесом.
«Он очень эффектно смотрится на фоне ярко синего потолка, напоминает ночное небо с луной», — добавляет автор проекта.
В прихожей общее освещение решено люстрой, входная зона освещается маленьким бра. У зеркала рядом с гардеробной — бра покрупнее, а в самой гардеробной — точечные светильники.
Дизайнер Алена Матисова, автор проекта:
«Мне очень нравится фраза из книги Евгения Водолазкина «Авиатор»: «Вещи имели свою историю и были одухотворены прикосновением отца».
В своих проектах я люблю использовать фамильные вещи, потому что эти предметы хранят много любви, тепла и воспоминаний. Они моментально персонализируют пространство и делают его обжитым и живым. Поэтому в качестве декора было использовано много посуды и хрусталя, доставшегося заказчице от бабушки. А что не сохранилось, мы искали на блошином рынке.
Хозяйка очень любит разнообразные вазы. У нее собралась большая коллекция, целый «гардероб» из ваз.
Некоторые из них мы разместили в спальне.
Акцентами в интерьере стали различные художественные работы. Коллекция живописи, которая была у заказчицы до ремонта, графика и винтажные плакаты».