Голоса городов и городков
В любом, пусть даже самом тихом и неприметном городке, постоянно что-то происходит: на общественно-политическом уровне — реконструкции исторических памятников, обновление транспортных маршрутов, строительство, реновации и так далее, на социальном — концерты, выставки, спортивно-развлекательные активности — примеры можно приводить бесконечно.
Чтобы решить эту проблему, Минстрой РФ и общественная организация «Городские реновации» провели конкурс под названием «Городские интонации». Целью конкурса поставили создание и продвижение новых медиаресурсов, которые освещали бы жизнь российских регионов. А еще — привлечение молодых людей к формированию этих ресурсов. Новые урбанистические медиа, по задумке организаторов, должны оживлять городскую жизнь и привлекать внимание жителей к собственным городам, к их проблемам, надеждам и победам.
Портал о нескучном городе и рассказ о кировских «шрамах»
Лучше всего цели конкурса отображает девиз «Стань голосом своего города». И молодые люди из разных регионов — становятся.
Так, Серафима Комлева и Марина Шилехина из Тольятти предложили на конкурс проект городского медиапортала под названием «Свернем в карман». Название взято не с потолка: «Свернем в карман» — это фирменное тольяттинское выражение, которое расшифровывается как «заедем во двор». Портал предназначен в первую очередь для молодежи — активных и творческих людей, многие из которых, к сожалению, не видят в своем городе перспектив, считают его скучным местом и стремятся уехать. По задумке создательниц, портал будет водить посетителей «нехожеными тропами» города — рассказывать малоизвестные факты и показывать нераскрученные тусовочные места.
«Серафима Комлева разработала оформление сайта, его мобильного приложения и социальных сетей. Дарья Усманова подготовила макеты полиграфической продукции — периодического издания «зин», буклетов, наружной рекламы – и даже мерча для брендирования проекта», – говорит доцент центра дизайна ТГУ и научный руководитель проекта Марина Шилехина.
Не удивительно, что такой проект получил поддержку — он выиграл в номинации «Городские медиа». А Регина Погудина из Кирова победила в номинации «Визуальный контент»: она представила проект «Сквозь пальцы» с фотоподборкой «архитектурных шрамов» города Кирова.
«Изначально смысл был очень простой — сделать спокойный фоторепортаж по проблемным местам города, которые меня волновали как журналиста, и даже скорее как горожанина,— говорит Регина.— Я уезжала из Кирова на два года, до этого работала в новостях. А когда приехала, то заметила, что всё те же темы всплывают в СМИ. Тогда я просто пыталась понять, почему всё так происходит, а потом решила в этом разобраться».
Чем глубже девушка погружалась в свою идею, тем масштабнее становился весь проект. Теперь Регина хочет привлечь внимание кировчан к архитектурным и планировочным проблемам — таким как разрушающиеся памятники архитектуры или неудобные дороги и тротуары.
Погружение в «цифру» и обсуждение реальности
Дополненная реальность помогает «присвоить» и ощутить реальность вокруг нас: на этом основаны решения победителей в двух других номинациях.
Сергей Федоров из Санкт-Петербурга взял верх в «Иммерсивном проекте»: он создал проект виртуального сохранения архитектурного наследия «filter4city». Свою идею Федоров уже очень скоро собирается презентовать в Instagram — в виде цифровых масок исторических зданий для соцсети.
Ну а «Play: геймификация городского пространства» — номинация для тех, кто любит и умеет не только играть, но и делать игры, совмещая виртуальное пространство и реальность. Елизавета Ванцева (Тюменская область) и ее игра «Тюмень до нашей эры» — уверенные победители. Это своеобразный цифровой путеводитель в дополненной реальности с туристическими маршрутами по области.
В специальной номинации «Комфортная городская среда», представленной АНО «Национальные приоритеты», выиграл Данил Шишкин с проектом «Новым кварталам — новый парк» (Санкт-Петербург). Идея Шишкина состоит в том, чтобы жители более активно вовлекались в процесс обсуждения концепции будущего Пейзажного парка в Красногвардейском районе города. «Новым кварталам — новый парк» — не просто средство для информирования, а способ удержать внимание людей и властей на том, как проходит процесс благоустройства.
Серьезный конкурс — серьезное отношение
Стоит отметить, что конкурс вызвал действительно массовый отклик: поступило 611 заявок от студентов и недавних выпускников в возрасте от 18 до 35 лет со всей России.
В жюри конкурса вошли известные медийные личности: управляющий проекта Яндекс.Игры Павел Епишин, главный редактор The Village Татьяна Симакова, идеолог брендов «РЖД», «Сапсан» и «ИНВИТРО» Антон Буланов, автор телеграмм-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов, урбанист и автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман. С управленческой стороны проект ведут заместитель председателя «ВЭБ.РФ» Ирина Макиева и заместитель генерального директора АНО «Национальные приоритеты» Роман Камаев.
Победителей объявили в августе в Нижнем Новгороде на форуме «Среда для жизни»: там 16 финалистов смогли представить свои проекты в пяти основных номинациях («Городские медиа», «Визуальный контент», «Иммерсивный проект», «Play: геймификация городского пространства» и «Формирование комфортной городской среды»). А наградой победителям станет помощь государства в создании и продвижении этих самых проектов.
«На тебя не смотрят свысока и не разговаривают свысока. Тебе дают визитку, берут твой номер телефона, дают контакты, чтобы ты завтра же позвонил нужному человеку и договорился с ним», — говорит одна из победительниц Елизавета Ванцева.
Национальный проект «Жилье и городская среда», который продвигает конкурс, инициирован в 2019 году президентом России Владимиром Путиным. Кроме строительства социальных объектов, нацпроект занимается и другими вопросами: переселением людей из аварийных домов, благоустройством общественных пространств, развитием рынка ипотеки и др.