Как строили школы в СССР и как строят их сейчас: 3 главных различия

Сейчас такое вводят!

Всё так быстро меняется, что через пять лет унылый пустырь может стать самым динамичным микрорайоном в городе. Разбираемся, как строят школы в таких условиях, чтобы они не устарели ещё при первых выпускниках.

Как строили школы в СССР и как строят их сейчас: 3 главных различия
Источник: dom.mail.ru

1. Школы стали точнее соответствовать своему району

Когда в советское время активно строили новые школы, их хватило, чтобы практически везде дети могли учиться недалеко от дома. Но плотность застройки и населённость многих районов с тех пор существенно изменилась — и сейчас пробуют разные форматы, чтобы найти новый, соответствующий новой реальности.

Разные корпуса или крылья здания для старших и младших — идея совсем не новая, ещё в дореволюционной России начальная школа была отделена от более старших ребят. Сейчас это происходит еще и потому, что зданий, которые раньше вмещали все 10 или 11 параллелей, едва хватает на младшеклассников.

А новые школы нередко строят так изначально: младшие в одном крыле, старшие в другом, центральная зона — общая.

Школы-трансформеры — напротив, совсем новая идея. Это как раз ответ на быстрые изменения: если в район приходит строительство жилья (или станции метро, а потом жилья), буквально за считаные годы меняется и число детей в нём, и их деление по возрастам. А школы и детские сады же не перестраивают каждый год. Поэтому сейчас строят здания-трансформеры, в которых можно быстро поменять планировку — и получить как детский сад с небольшими группами, шкафчиками для вещей и залом для музыкальных занятий, так и школу — с полноформатными классами, актовым залом, медицинским кабинетом и т. п.

Плюс инклюзивные школы, изначально рассчитанные на то, что вместе будут учиться и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями по здоровью. Поэтому школу строят сразу с пандусами, широкими коридорами, специально оборудованными санузлами и многим другим.

Общее у всех современных решений то, что проект школы всегда привязан к району и его будущему.

Нет абстрактных школ — учитывается и число детей в районе, и развитие ближайших территорий в следующие десятилетия, и новые требования к комфорту и здоровой среде.

2. Школы стали строить и на частные, и на государственные деньги

Платная или бесплатная школа теперь не определяется тем, кто её построил. Например, многие новые школы сейчас открывают в новых жилых кварталах. Их строят частные инвесторы — при возведении многоэтажек они обязаны обеспечить и нормальную инфраструктуру в районе. Но при этом построенные школы становятся бесплатными государственными и нередко передаются в собственность города.

Государство тоже от этой работы не отходит и поддерживает застройщиков жилых домов субсидиями на строительство инфраструктуры. Так, очень много новых школ сейчас строят по программе «Стимул». Застройщики возводят жильё, а государство в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» выделяет деньги на социальные объекты в новом квартале. Только в 2020 году по этой программе по всей стране находится в стройке 53 школы, 32 детских сада и 2 комплекса школа-детский сад.

3. И жильё, и социальные объекты строят одновременно

Больше не строят только дома среди чиста поля. Если застройщик планирует возводить новый квартал — в план включают школы, детские сады, поликлиники, дороги, коммуникации, места для магазинов, автостоянок и всего прочего. Где-то мы это видели и в советские времена, где-то правило было потеряно в последующие годы — но сейчас это так.

Этот принцип сейчас выполняют и частные застройщики, и государственные структуры.

По той же программе «Стимул» в следующие три года построят 21,3 млн квадратных метров жилья по всей России — в программе участвуют уже 68 регионов из 85, и в федеральный бюджет на это уже заложено 87,9 млрд рублей.

Но в эту сумму входит ещё и строительство школ, автодорог, поликлиник, детских садов и т.п. Причём не важно, идёт речь о Москве или о небольшом городе в регионах.

Например, в 2021–2022 году школу на 1100 мест построят в посёлке Знаменском Краснодарского края. В Белгородской области уже сейчас строят новый корпус гимназии в посёлке Майский — и там будут и бассейн, и тренажёрный зал, и медиатека, и другие современные условия. В новом микрорайоне Липецка откроют первую в регионе полилингвальную (с преподаванием на нескольких языках) школу на 800 детей.

А вот в Нижегородской области по программе «Стимул» строится школа аж на 60 классов, которая может претендовать на звание одной из крупнейших в регионе по вместимости. Её откроют уже в следующем году. В ней как раз будет реализована вот эта идея разделения школьников по возрастам: левое крыло — для начальных классов, а правое — для средних и старших классов. Плюс общий для всех блок с актовым и спортивными залами, столовая, библиотека, медпункт и т. п.

В этом году уже открылась школа во Владикавказе. В только застраиваемом 18-м микрорайоне уже есть детский сад, теперь заработала ещё и своя школа со спортплощадками, собственной с котельной и подстанцией.

Вам может быть интересно:

Контент недоступен