Хипстер, прощай!
Слово «удаленка» должно войти по итогам года в топ-3 самых употребляемых.
Шальные инвестиции в не менее шальные стартапы резко, как поезд на ручнике, остановились. И, как следствие, из коворкингов пропала их основная аудитория — модные хипстеры-стартаперы, оказавшиеся самой незащищенной к любым неприятным колебаниям клиентурой. Не то чтобы они исчезли, но либо переехали к себе на кухню, либо занялись поиском стабильной работы. И, судя по прогнозам восстановления нашей экономики, точно вернутся не в ближайший год.
Сейчас зоны коворкингов занимают в основном небольшие команды либо сотрудники крупных корпораций, которые работают удаленно. В основном они обосновались в центре города, а в проектах, которые расположены чуть дальше, даже если рядом есть метро, обычно востребованы только помещения от 20−30 квадратных метров и выше.
Дорогу гибриду
Впрочем, несмотря на то, что многие перешли на «удаленку», потребность в местах, где можно работать вне дома, осталась — дети, собаки и другие отвлекающие факторы просто вынуждают хотя бы пару раз в неделю посетить офис. И благодаря этому происходит эволюция компаний, управляющих коворкингами: они становятся сервисными офисами для тех, кто решил сократить свои площади.
Именно так появляется альтернатива домашнему и классическому офисам — модное пространство с пулом незакрепленных мест для сотрудников, работающих на «удаленке», но 1−2 раза бывающих в офисе, и созданное в соответствии с требованиями конкретной компании.
То есть те самые бывшие коворкинги с учетом своего опыта организации единого рабочего пространства для разных команд и подразделений разрабатывают проект, подходящий под все современные запросы, формируя в нем правильную атмосферу для максимальной продуктивности сотрудников, параллельно освобождая компанию от ряда бытовых проблем.
Пока такая практика только зарождается, но скоро мы увидим, как она будет расти и крепнуть. Этот эволюционный процесс, то есть сложный и небыстрый, вопросов пока чуть больше чем ответов (и они зачастую дискуссионные).
На данном этапе жизни каждая компания, управляющая сервисными офисами, изобретает свой «велосипед» (а половина рынка — «самолет»).
Но в самое ближайшее время появятся стандарты, рожденные рынком, и скорость перехода на сервисные офисы увеличится.
В чем цимес?
Но почему рынок переходит к сервисным офисам? Полагаю, что ответ в упрощении всего и вся в нашей жизни. Теперь не интересно заниматься клинингом (сотрудники могут не выйти, надо следить за качеством уборки, расходников, платежами), нет желания администрировать договоры на воду (контролировать, чтобы привезли вовремя), на интернет, коммуналку, охрану, общаться с электриками и сантехниками и прочее. Словом, заниматься всем тем, что в большинстве случаев не является профильными задачами компании и отнимает самый важный ресурс — время. Теперь желательно иметь 1 контракт на все эти услуги, включая администратора офиса, делать 1−3 платежа по договору и думать только о своем бизнесе и его развитии.
При этом я считаю, что классический коворкинг, несмотря на его «нежный возраст» — вымирающий вид. Он останется где-то в центре, в модных местах. Остальные локации, например, один заявленный проект в жилых массивах — очень нишевый продукт, и он несколько не про бизнес. Почему? Ответ простой. Он в деньгах. Собрать в каком-либо ЖК в доступности «одной автобусной остановки» потенциальных клиентов в таком объеме, чтобы они обеспечили возврат инвестиций в обозримые сроки и могли приносить высокий доход, практически невозможно.
Перспективы с ограничениями
И что же дальше? Какие перспективы? По классическим офисам нанесен удар — заставили перевести персонал на «удаленку». Многим такой переход показался жизнеспособным, а сервисные офисы сразу предложили несколько новых форматов жизни для всех.
Конечно, бизнес-центры никуда не денутся, но там появится больше сервисных офисов, соответственно, затраты на аренду снизятся. Одновременно станет набирать обороты шеринг в мире недвижимости: все больше компаний будут отдаваться в руки профессионалов в организации и управлении офисными пространствами.
Однако не стоит ждать, что все начнет расти и цвести. Пока нам вводят коронавирусные ограничения без горизонта и четких критериев, рынок замер, надел каску и ждет, что кирпич пролетит мимо.
Вам может быть интересно: