Что делать с инфекционными больницами после окончания эпидемии

В условиях эпидемии в России по примеру Китая начали строить инфекционные больницы в сжатые сроки. Однако что делать с больницами потом, когда вирус отступит?

«Закопаем вирус вместе с короной» — такие мотивирующие плакаты висели, если верить официальному сайту Стройкомплекса Москвы, на стройплощадке новой инфекционной больницы в деревне Голохвастово ТиНАО. «Коронавирусный центр», как его называют, площадью 81 000 кв. м начал строиться в чистом поле в марте. Сергей Собянин поручил строителям уложиться в месяц. По данным сайта Стройкомплекса Москвы, на площадке круглосуточно работали 5000 человек и 1200 машин. Комплекс на 500 коек состоит из 50 одноэтажных строений и нескольких секций общежития для персонала, реанимационного и операционного блоков и др. Чтобы управлять движением транспорта, пригласили 50 регулировщиков.

Месяц — это еще очень много, если сравнить с рекордом китайских строителей: инфекционная больница на 1000 коек в Ухане была построена за 10 дней. Но рекордным до сих пор остается достижение тех же китайцев 17-летней давности: тогда в разгар эпидемии SARS (атипичной пневмонии) больницу на 1000 коек в Пекине построили за семь суток. Весной 2003 года больницы и санатории китайской столицы не справлялись с наплывом инфицированных. Власти страны постановили привлечь военных и быстро построить дополнительные лечебные корпуса.

Больничный комплекс решили развернуть в северном пригороде Пекина Чанпин, в районе Сяотаншань. Здесь на горячих источниках с середины XX века работал одноименный санаторий. В самом санатории было только 200 мест, но рядом с ним было зарезервировано много земли под новое строительство, хотя окрестности санатория застроены довольно плотно. 22 апреля делегация экспертов-эпидемиологов осмотрела площадку, и уже 23 апреля там развернулось масштабное строительство. В какой-то момент на площадке работало до 7000 человек. Строители в рекордный срок выровняли площадку, вырыли котлованы, проложили все необходимые коммуникации и собрали из быстровозводимых конструкций крупный медицинский центр. Обычно на это уходит примерно два года.

Лечебные корпуса площадью 25 000 кв. м на 1000 коек были возведены за рекордные семь суток, и уже 1 мая клиника приняла первых пациентов. 1300 военных медиков из разных районов Китая оперативно приступили к работе. Большинство строений были одноэтажными. Больных селили в 15-метровые палаты с удобствами, оборудовали помещения с рентгеном и томографами, лаборатории и т. д. Информации о том, сколько Китай потратил на это, в открытых источниках найти не удалось.

Комплекс «Сяотаншань» был разделен на три зоны: в одной размещались больные, в другой, буферной, жили медики, третья — административная. Границы между зонами строго охранялись, и фактически клиника была на военном положении. Критики говорили, что именно жесткий карантин в большей степени, чем само лечение, способствовал успеху в борьбе с эпидемией. «Сяотаншань» проработал 51 день и принял около 680 пациентов, но, как считают китайские власти, этого хватило, чтобы облегчить жизнь других больниц и остановить вспышку SARS в столице. С особой гордостью говорили, что благодаря строгим мерам предосторожности ни один из медиков не заболел. Умерло восемь человек, 672 выписались здоровыми.

После окончания эпидемии комплекс дезинфицировали, но что с ним делать дальше? Использовать «Сяотаншань» как обычную больницу? Перепрофилировать? Пока власти Пекина решали это, комплекс приходил в запустение. Новые здания опустели, а территория, недоступная для широкой публики, охранялась с собаками. В 2007 году 36-летняя фотограф Чжан Лицзе, которая изучает и запечатлевает жизнь пострадавших от SARS, сумела проникнуть за забор. Как она позже рассказывала журналистам, в заброшенных помещениях она увидела покрытые пылью документы, склянки с лекарствами, медицинские каталки и другие брошенные вещи. Территория заросла сорняками, на ней, как на всяком пустыре, копился мусор.

Некоторые считали, что больницу нужно на всякий случай сохранить.

«Мы же не считаем, что сделанное оружие должно быть уничтожено, раз наступил мир?» — говорил в интервью журналистам China Youth Daily член Национальной экспертной группы по чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения и главный научный сотрудник по эпидемиям в Китайском центре по контролю и профилактике заболеваний Цзэн Гуан.

Гуан в 2009 году пытался убедить власти, что больницу «Сяотаншань» нужно сохранить «на случай новой эпидемии». Но было принято другое решение. В 2010 году часть комплекса, а именно все палаты для пациентов снесли. Тридцатого января 2020 года, в разгар эпидемии коронавируса, государственное агентство «Синьхуа» объявило, что власти решили реконструировать «Сяотаншань». Судя по фото, бульдозеры снова приехали в чистое поле, но сохранилась часть корпусов и подземные коммуникации.

Власти Москвы уверяют, что строения инфекционной больницы в Голохвастово хоть и быстровозводимые, но капитальные и как временные не рассматриваются.

Смотрите на видео с квадрокоптера, как выглядит новая коронавирусная больница в Москве:

Контент недоступен