Ровно год назад в результате пожара рухнул шпиль собора Парижской Богоматери, сам собор лишь чудом уцелел. Корреспондент Би-би-си в Париже рассказывает, из-за чего работы по восстановления крыши остановились, что беспокоит реставраторов, и почему настоятель собора сравнивает его с почтенной дамой.
В ветреный день возле Нотр-Дама можно услышать странный свистящий звук. Призрачная мелодия рождается в зияющих дырах в средневековом здании, оставленных пожаром, случившимся ровно год назад.
Неподвижные краны неуклюже нависают над строительными лесами, а поток туристов, ждущих своей очереди сделать селфи на фоне окружающего стройку забора, рассеялся.
Введенный из-за коронавируса карантин остановил восстановительные работы на неопределенный срок.
«Одинокая, но не брошенная»
«Нотр-Дам — это почтенная дама, которой 850 лет, — говорит мне Патрик Шове, ректор собора. — Это получившая тяжелые травмы пожилая леди».
«И я думаю, что это символически связывают ее со всеми пожилыми, нездоровыми, всеми находящимися на карантине или в изоляции в домах престарелых. Рядом с Нотр-Дамом никого нет, ее оставили наедине с собой, но ее не бросили».
Вечером 15 апреля 2019 года монсеньор Шове зашел на бокал в кафе возле собора. Вскоре он заметил дым, поднимающийся от шпиля Нотр-Дама.
Он немедленно кинулся к столь знакомому ему зданию.
Огонь распространялся стремительно, пожирая густой лес средневековых стропил, затем перекинулся на знаменитый шпиль, который вскоре рухнул на глазах у тысяч ошеломленных людей.
В течение нескольких часов пожарные сомневались, что собор вообще удастся спасти: об этом докладывали и президенту Франции.
Год спустя с внешней стороны стен собора появились деревянные контрфорсы, и обширная сеть из строительных лесов опоясала здание.
По иронии, сейчас опасность исходит от старых лесов, возведенных перед пожаром для реставрации частей собора. Леса выгорели и изогнулись под действием пламени, и их нужно было очень осторожно разобрать.
Патрик Шове говорит, что опасность для собора все еще сохраняется.
«Он все еще очень хрупок, — говорит настоятель. — В случае урагана или торнадо он может не устоять. Старые леса сплавились вместе, и только когда они будут полностью разобраны, мы сможем сказать, что собор точно спасен».
Клодлин Луазель, специалист по витражам в реставрационной команде, тщательно замеряет уровень свинца и сажи на каждом стеклышке в витражных окнах собора, созданных в XIX веке. Это необходимо сделать прежде, чем реставраторы смогут приступить к работе.
В интервью для документального фильма канала BBC 4, выходящего на этой неделе, она рассказала, что некоторые из окон не чистили последние сто лет — и скопившаяся грязь могла спасти их от загрязнения свинцом во время пожара.
«Нижний толстый слой пыли фактически стал защитным слоем, — объясняет Луазель. — Чтобы очистить витраж, нужно удалить весь этот налет грязи».
Клодлин реставрирует витражи на нижнем уровне собора, однако специалисты считают, что окна, расположенные выше, вероятнее всего, пострадали куда сильнее.
Мастера из разных концов Франции восстанавливают элементы интерьера и произведения искусства, спасенные в пожаре. По всей стране предпринимались грандиозные усилия к тому, чтобы безвозвратно утраченного оказалось как можно меньше.
Но реставрация встала не только из-за коронавируса.
После того, как пожар был потушен, работы длительное время откладывались из-за загрязнения свинцом и плохой погоды.
Чтобы помочь реставраторам, специалисты из парижского Национального центра научных исследований работают над созданием цифровых модели для каждого камня и каждой балки собора.
Каждый из элементов неповторим, у некоторых собственные, присущие лишь определенной эпохе характерные черты. То, что мы видим, — это соединение технологий XII и XXI веков.
«Это поразительно, — говорит исследователь Ливио де Лука. — В рамках этого проекта мы используем самые современные технологии. Данные, которые мы соберем, будут изучать грядущие поколения».
Сейчас активно обсуждаются идеи того, как должны выглядеть новые шпиль и крыша собора. Архитекторы из разных стран присылают проекты, в которых встречаются зеркала, солнечные батареи или обширное витражное остекление.
Внешняя облицовка может измениться, но сама личность собора, его индивидуальность останутся все теми же — здание известное всему миру, как Нотр-Дам — наша госпожа, наша леди.
На протяжении многих веков и до сих пор для многих — Первая леди Парижа.
Посмотрите наше видео о 6 местах на планете, за переезд куда вам приплатят: