Прототип современной квартиры — это пещера первобытного человека. Однако, вопреки массовым представлениям, древние люди нечасто селились в пещерах на длительное время. Во-первых, это связано с особенностями рельефа: горы есть не везде. Во-вторых, необходимость организовывать быт. Разбивать постоянный лагерь в пещере неудобно: внутри сыро, а от открытого огня скапливается дым. Именно поэтому археологи чаще всего ведут раскопки на площадке при входе в пещеру, где древний человек одновременно получал и крышу над головой, и хороший обзор. Это позволяло переждать неблагоприятные погодные условия и надежно защититься от хищников — их можно вовремя заметить и спрятаться или заранее подготовиться к нападению.
Места с естественными укрытиями (лес, горы, водоемы и т. д.) в принципе идеальны для стоянки: как минимум за одной стороной следить придется меньше, а найти пропитание в подобных зонах гораздо проще, чем на равнине. Преимущества такого ландшафта исследовал американский географ Роджер Ульрих. Он полагал, что лучше всего, если окрестности просматриваются не полностью — например, деревья частично закрывают обзор. Подобная местность вызывает у людей желание «идти на разведку», возбуждает любопытство. Оно помогает принимать нестандартные решения, а открытость новому, в свою очередь, дает преимущества при адаптации.
Со временем жилище уходит от модальности «Мой дом — моя крепость». Закрепленный еще в законах феодальной Англии статус постепенно трансформируется в понятный современному человеку. Теперь жилье — это не убежище, а пространство для жизни, которое обрастает все новыми атрибутами комфорта, дизайна и кастомизации — создания персонализированных особенностей жилого пространства.
Назад в пещеру
Невзирая на то, что современный человек уже не воспринимает свое жилище как первобытное убежище, вопрос безопасности и приватности по-прежнему важен. Один из наиболее ярких примеров потребности в безопасности — история со «Стеклянным домом» в американском штате Иллинойс.
Здание построил немецко-американский архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ в 1951 году. Дом стал признанным шедевром модернистской архитектуры. Он представляет собой остекленный белый каркас, приподнятый над уровнем земли. Внутреннее пространство «Стеклянного дома» не разделено на комнаты и полностью просматривается снаружи, кроме санузла. Проект предназначался для знакомой архитектора — известного доктора из Чикаго Эдит Фарнсуорт, восторгавшейся идеями Миса ван дер Роэ.
Однако восхищение проектом быстро сменилось гневом — самочувствие женщины в новом доме резко ухудшилось. Несмотря на передовую технологичность и инновационность дизайна, в этом доме Фарнсуорт не могла удовлетворить базовую потребность в безопасности. Вот что доктор писала в своих мемуарах:
«Где мое былое незыблемое спокойствие? Честно говоря, в этих стеклянных стенах я чувствую себя рыскающим зверем, я всегда настороже. Даже вечером. Я как часовой — днем и ночью в дозоре. Мне не удается просто потянуться и расслабиться»
Фарнсуорт подала на архитектора в суд, но проиграла дело и была вынуждена платить за творение бывшего приятеля. Этот пример наглядно демонстрирует, что далеко не всегда интересы человека сочетаются с амбициями строителей и модными тенденциями. То, что считалось прорывом в архитектуре и чем-то экстраординарным, превратило жизнь отдельно взятой женщины в кошмар.
На бессознательном, животном уровне Фарнсуорт постоянно чувствовала опасность. Чтобы человек не мучился от тревоги, в помещении должен быть соблюден баланс между открытостью и закрытостью, между «пещерой» и обзором. «Стеклянный дом» Фарнсуорт в итоге продала.
Свет изобилия
Пример стеклянного дома хорошо иллюстрирует и другую тему — избыток света в помещении. Современная архитектура вынуждена искать золотую середину, чтобы человек в помещении не ощущал дискомфорт, не чувствовал себя «под прицелом» или запертым в четырех стенах. Существует научно доказанный баланс света. Специалисты иорданского университета «Мутах» смоделировали около 60 вариантов фасадов с разным коэффициентом естественной освещенности, который зависел от размера окон в помещении. Участникам эксперимента необходимо было выбрать оптимальный, на их взгляд, уровень освещения и форму окон.
Идеальным вариантом большинство участников эксперимента назвали фасад, 43 процента которого занимали окна. Причем чаще всего предпочтение отдавалось окнам, у которых высота была больше ширины. Наиболее востребованной оказалась высота в два метра, а наименее — в 0,75 метра. Привычные для многих горизонтальные и панорамные окна не удовлетворяли своим уровнем освещенности либо, наоборот, избытком света.
Помимо освещения, окна играют еще одну важную «оборонительную» роль для обитателей жилища: они дают возможность оценить обстановку за пределами «убежища» — в наше время, например, погоду. Стены же позволяют укрыться от естественных невзгод. В этом контексте новаторский для своего времени «Стеклянный дом» — просто провал с точки зрения как грамотного освещения жилого пространства, так и защитных функций.
План побега
Грамотно спроектированное жилое пространство (дом или квартира) обладают четко обозначенным выходом, доступ к которому в случае экстренной ситуации не отягощен слишком сложными архитектурными решениями. Именно поэтому коридор рекомендуют делать квадратной, а не прямоугольной формы, чтобы в случае чего гости не толпились в узком пространстве. Требования безопасности в принципе должны способствовать грамотной планировке помещений — смелые дизайнерские решения, как свидетельствует пример «Стеклянного дома», могут убить функциональность жилой зоны.
Чтобы избежать нелепых ошибок, будущее жилое пространство желательно разделить на функциональные зоны еще на этапе строительства. Особое внимание стоит уделить режимным зонам — кухне, ванной комнате, туалету и спальне, отмечает архитектор-дизайнер проектной группы «Поле-Дизайн», доцент МАРХИ, завкафедрой дизайна среды Института бизнеса и дизайна Влад Савинкин. Эти пространства должны быть адаптированы под потребности жильцов.
«Это все влияет на взаимоотношения в семье. Муж и жена в одно и то же время идут на работу и сталкиваются с зубными щетками у раковины. А такой конфликт вполне можно решить грамотным планировочным решением», — говорит архитектор.
Аналогично заранее следует продумать фундаментальные характеристики квартиры: электрику, шумоизоляцию, технологическое оснащение жилого пространства. Не менее важно грамотно рассчитать расходы. «Очень плохо, когда мы что-то придумали, а денег на это не хватило», — подытоживает Савинкин.
Родное единство
Современные стандарты планировки жилья давно отошли от представления жилого пространства как некоего набора комнат с отделкой. По словам члена Союза московских архитекторов, преподавателя Института бизнеса и дизайна, соучредителя архитектурной лаборатории Дмитрия Александрова и Веры Гапон Дмитрия Александрова, сейчас любое помещение стремятся осознать как целостный организм с логической функциональной и объемно-пространственной системой.
Особенно ярко современные трансформации пространства видны на примере кухни. «Привычный формат квартиры с небольшой кухней и относительно объемными комнатами в последнее время теряет смысл. Здесь важно понимать, что приготовление пищи перестает быть утилитарным процессом, превращаясь в некое шоу, поэтому гостиная, как правило, объединяется с кухней, где вся семья может собираться вместе», — утверждает Александров, отмечая, что проект квартиры может быть совершенно любым, главное — учитывать особенности хозяев.
Савинкин также настаивает, что формальные правила интерьеров исчезли — порой миксовать стараются даже диаметрально противоположные варианты, не теряя при этом функциональной логики пространства. «Сейчас интерьер позволяет всякие выкрутасы. Правил нет, как и в мире — принципов и законов становится все меньше. Но хотя бы одну комнату можно попытаться сделать в цвете, контрастной по отношению к общему решению квартиры», — отмечает он.
Радужный вкус
Один из основополагающих вопросов в дизайне интерьера — выбор цветовой гаммы. На эту тему давно ведутся исследования, и в настоящее время точно известно, как различные цвета влияют на самочувствие человека. Так, темно-синий связывают с пассивностью и спокойствием, он хорош для спальни. Этот цвет напоминает, что первобытный человек ложился отдыхать в сумерках.
Яркие цвета, желтый и красный, наоборот, возбуждают психику, стимулируют и бодрят, вызывают у человека ассоциации с восходом солнца. Для спальни они не подойдут, но для кухни или игровой зоны в детской — более чем. Теплые коричневые, нейтральные оттенки расслабляют и хороши в помещениях для отдыха.
Чаще всего выбор цвета при отделке комнат обусловлен будущей стилистикой помещения. Например, если человек предпочитает жилье в индустриальном стиле, то в интерьере будут преобладать темные теплые тона с грубой фактурой (бетон, кирпич и другое). Современный дизайн разрешает придерживаться определенного направления в оформлении либо комбинировать множество вариантов. Любители заморочиться и проработать все детали могут реализовать свои творческие замыслы с помощью этнического стиля, а поклонники минимализма — с помощью скандинавского.
Александров отмечает, что скандинавский стиль сейчас переживает пик популярности ввиду его доступности и простоты. «В его рамках можно реализовать интерьер в достаточно бюджетном сегменте. Если говорить о цветах, то, как правило, мы используем оттенки серого, белый цвет и теплую деревянную фактуру. Такая цветовая схема позволяет логически сформировать объемно-пространственную композицию интерьера, выделить в ней главное и соподчиненное, что в конечном итоге сформирует правильную атмосферу интерьерного пространства», — уверяет архитектор.
Каждому свое
Возможность обставить жилье по своему вкусу или по последнему писку моды совершенно не означает, что у владельца возникнет глубокое чувство привязанности к дому. Американский психиатр Пол Кидуэлл утверждает, что это чувство возникает только при наличии так называемых маркеров индивидуальности. Ими могут быть какие-то конкретные события, будь то встречи с друзьями или любимым человеком, или какие-то безделушки, которые вызывают у владельца жилья теплые воспоминания.
Аналогично чувство привязанности возникает в случае личного участия в обустройстве интерьера или эмоциональной реакции на памятные вещи, связанные с этим пространством, — чем больше у человека приятных ассоциаций с домом, тем с большим теплом он относится к своему жилищу.
Подобного набора уже достаточно, чтобы создать необходимый уют, а пространство могло работать и выполнять социальные функции.
Даже столь скромный комплект домашних атрибутов создает личное и общественное пространство, базу для тех самых особенностей, которые вызывают эмоциональные реакции, так необходимые для привязанности и уюта. Домашняя атмосфера — это в первую очередь смысл, вложенный в жилье его владельцем, и только потом архитектура, дизайн и мебель.
Посмотрите на самые безумные дома со всей России в нашем видео: