Как ремонтировали главный памятник страны?

Корреспондент Дома Mail.ru побывала на носу скульптуры «Родина-мать зовёт!».

Обескураженные зрелищем туристы, в сумерках приехавшие на Мамаев курган, обращаются ко мне: «Вы не подскажете, это точно Родина-мать?»

Точно. Жители и гости Волгограда в этом году наблюдают уникальное зрелище – детище скульптора-монументалиста Евгения Вучетича «Родина-мать зовёт!» окутано лесами, придающими ему вид современного арт-объекта. Впервые за 52 года своего существования статуя проходит масштабную научную реставрацию.

Скульптура была открыта в 1967 году на месте самых ожесточенных боев на Мамаевом кургане как часть памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».

85-метровую «Родину-мать» (на момент постройки – самый высокий в мире памятник; сейчас монумент занимает 11 место) Вучетич создал совместно с группой архитекторов и скульпторов, а также инженером Николаем Никитиным – автором проекта Останкинской телебашни. Как и телебашня, железобетонная скульптура удерживается за счет металлических тросов, натянутых внутри нее.

О том, как идут работы, мне рассказывает ведущий инженер отдела реставрации крупных объектов и технического надзора Михаил Михайлович Васильев. Надев каски и яркие жилеты, мы отправляемся в путь по лесам.

«Мы так и говорим: “Мы лечим нашу маму”»

Конечно, прежде скульптурой уже занимались. В 1972 ей поменяли меч, время от времени точечно ремонтировали и подлатывали силами промышленных альпинистов. Но справиться с идущими по монументу трещинами альпинисты не могли.

Реставраторам нужно было подобраться к каждой складке и к каждому изгибу «Матери», держать под рукой инструменты и проточную воду. В течение 8 лет разрабатывался научный проект реставрации, и вот в начале лета этого года статую окружили леса, на которых работает порядка 80 специалистов. Суммарно же над проектом трудится более 130 человек.

Леса Родины-матери выглядят и вправду грандиозно. Их высота – 64 метра, они доходят до гарды меча и разбиты на 30 ярусов-этажей. Только монтаж лесов занял около двух месяцев. Леса – клиновые, после монтажа все звенья вошли в распор: на них нет ни одного подвижного элемента. И правда, я иду по ним совершенно спокойно, как по асфальту.

6фотографий

Первым делом очистили всю поверхность статуи – это порядка 6960 кв. м, что равно размеру футбольного поля «Волгоград Арены». К нашим дням «Родина-мать» пришла буквально разноцветной: темно-коричневой, рыжей, зеленой. Цветовая гамма создавалась атмосферными осадками, в том числе теми, что приносил ветер с соседнего металлургического завода. По западной же стороне статуи почти на всю ее высоту за 50 лет поднялся... мох.

Очищали методом бластинга: мраморная мука подается из компрессоров под большим давлением воздуха и мягко отшелушивает все лишние наслоения. Сейчас мы видим «авторский» – светлый – цвет бетона.

Основная задача реставраторов – победить трещины.

Залечить. Мы так и говорим: «Мы лечим нашу маму».
Михаил Васильев
ведущий инженер отдела реставрации крупных объектов и технического надзора

Суммарная длина всех трещин – порядка 13 километров. Они проходят и снаружи статуи, и внутри.

Первое звено реставраторов находит все трещины и оконтуривает их. Следующее – размечает, каким составом будут они заделываться. Не могу удержаться от дилетантского комментария: «Ну у вас тут прям наскальная живопись!» Главное, что она понятна всем работникам проекта.

Трещины заделываются разными способами, но самый любопытный, пожалуй, метод инъецирования. По всей длине глубокой трещины с обеих сторон в нужных местах и под правильным углом всверливаются полые трубки – пакеры. По ним под большим давлением подают специальный двухкомпонентный состав. Он проникает на всю глубину трещины, заполняя все пустоты, и застывает уже через 20 минут. Потом пакеры вынимаются и их отверстия заделываются. После статуя будет готова к финальной отделке. Она будет проходить сверху вниз одновременно с разбором лесов: места присоединения лесов к «Родине-матери» заделают (на момент публикации материала скульптуру уже начали освобождать от лесов. – Прим. ред.). Плюс статую обработают защитным раствором.

6фотографий

На одной из складок намечено – «Аккуратно сбить». Это значит, что когда-то, при предыдущих работах, «отстрелянный» (ослабший) бетон, который рисковал упасть на головы прохожих, был удален, а его место заделано временным составом, чтобы исключить попадание влаги в «рану». Реставраторы убирают эту заглушку и залепляют специальным реставрационным составом.

Каждый ярус лесов имеет табличку с QR-кодом. «Это наше ноу-хау, – рассказывает Васильев. – Мы регулярно проходим и фотографируем все работы, а программа распознает в них код и отправляет фотографию в нужное место в базе».

Меж тем мы поднимаемся все выше, усиливается ветер. Внизу, в волгоградской жаре на него не было и намека. Хорошо же? «Нет, – объясняет Васильев, – Ветер нам очень мешает. У каждого состава свое водоцементное отношение. Ветер будет высушивать влагу, что плохо скажется на составе». Также работам будет мешать и мороз: зимой состав не работает. Поэтому задача реставраторов закончить с трещинами до холодов.

Складки платья закончились, и уже можно опознать точное место нахождения, обнаружив анатомические подробности скульптуры, малозаметные с земли. Тени от лесов лежат на груди, как кружевное белье.

Доходим до левой руки «Родины-матери». На ней работают уже со страховкой. Рука удерживается силами четырех натянутых тросов, проходящих внутри нее.

Кстати, саму скульптуру отливали на месте целиком, за исключением рук, головы и шарфа. Их делали на земле и поднимали к монументу краном.

Добираемся до головы «Родины-матери». В непосредственной близи лицо выглядит жутковато. Пропорции сознательно искажены автором, ведь скульптура рассчитана на осмотр снизу.

Поднимаемся на верхнюю точку – к эфесу меча. Мы видим Волгу, новый стадион «Волгоград Арена», построенный к чемпионату мира по футболу, и весь комплекс ансамбля «Героям Сталинградской битвы»: памятник солдату «Стоять насмерть», в чертах которого можно узнать генерала Чуйкова, Озеро материнских слез, площадь Скорби и зал Воинской славы.

По задумке Вучетича, посетители должны подниматься к ней по лестнице со стороны Волги. По мере приближения к Родине-матери вырастает скульптура ее сына – солдата, который стоит на пути, защищая Мать.
Михаил Васильев
ведущий инженер отдела реставрации крупных объектов и технического надзора

Оригинальный меч «Родины-матери» был стальным, обшитый листами титана. От ветра он раскачивался, создавая излишнюю нагрузку на руку скульптуры, да и к тому же неприятно громыхал. В 1972 году его пришлось заменить: новое орудие было сделано целиком из стали, оно стало легче. Отверстия в мече уменьшили его парусность. Сейчас его трогать не будут, меч в отличном состоянии.

6фотографий

Михаил Михайлович ловко проходит с лесов на голову «Родины-матери», в которой обнаруживается небольшой технологический люк — он ведёт внутрь статуи. Лесов на макушке нет, держаться не за что. Ветер не то чтобы сдувает тебя, но пытается: мы стоим на высоте 20-этажного дома, и это если не брать в расчёт сам курган. На подкашивающихся ногах ныряю за моим проводником в люк. «До вас тут съёмочные группы проходили, с камерами и оборудованием — пролезли же», — подбадривает Васильев.

Сам он делает это с легкостью – как представитель технадзора Михаил Михайлович каждый день и не по одному разу с проверкой и фотофиксацией проходит по монументу снаружи и внутри.

Не верьте городским легендам: лифта внутри «Родины-матери» нет, спускаться приходится по лестницам из металлических прутьев, дальше – по бетонным ступенькам. Статуя – полая и выглядит изнутри как неотделанная многоэтажка. В ней есть даже комнаты с обычными дверьми.

7

Самое зрелищное здесь – 39-милиметровые стальные тросы, натянутые как струны. Они поддерживают жесткость каркаса монумента. При внутренних работах 2017 года 99 из всех 117 тросов статуи было обновлено. К каждому тросу добавился персональный авиационный датчик. Датчики передают информацию на компьютер, и специалисты видят степень нагрузки. Если трос перенатянут или ослаблен, ситуацию оперативно исправляют. Тросы оцинкованы, но дополнительно обмазаны солидолом – чтобы исключить даже малую вероятность коррозии.

6фотографий

Изнутри также ведутся реставрационные работы. Чтобы обнаружить трещины, впервые пришлось снять деревянную опалубку, которая оставалась тут с момента возведения статуи. В какие-то части статуи пришлось прорубать проходы, заваленные строительным мусором – также искали трещины, чтобы их заделать. Заодно обнаружили новые пространства, не указанные в документации.

Спуск вниз занимает всего 15 минут. Малозаметная снаружи дверь выводит на улицу, к основанию постамента. С него снят облицовочный гранит, его заменят на новый. Памятные таблички после работ вернут на место.

Полностью все работы по реставрации должны быть закончены к концу марта: останется восстановить газон и благоустроить окрестности памятника. Впрочем, на этом дело не закончится: в будущем планируется обустроить всю территорию кургана с помощью новых технологий, установить диорамы и продолжить новые маршруты.

Еще больше фотографий смотрите в галерее:

14

Екатерина Брудная-Челядинова