В чем смысл закона?
Согласно новым правилам, жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг. Это касается хостелов, мини-отелей и других коллективных средств размещения, находящихся в переоборудованных квартирах.
Сколько таких объектов в России, точно сказать сложно: статистика разделяет отели по типу, а не по месту расположения. Например, в Росстате отдельно считают гостиницы и аналогичные средства размещения (в 2018 году их было почти 11,7 тыс.), мотели (422) и хостелы (1,8 тыс.). По оценкам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в российских регионах от 20% до 40% гостиничного бизнеса составляют именно «малые» формы размещения, расположенные преимущественно в жилых помещениях.
Отели в квартирах стали появляться в России в конце 1990-х — середине 2000-х годов, и почти сразу между владельцами этих гостиниц и соседями начали возникать конфликты из-за шумных постояльцев и других неудобств. Принятие закона как раз объясняли необходимостью защитить права собственников квартир.
«Почему вообще появилась такая тенденция? Туристы хотят жить в центре. Но если у вас есть нежилое помещение в центре Москвы, вам гораздо удобнее и выгоднее открыть там банк, офис или если хочется именно гостиницу, то 4−5 звезд. Нет дешевых нежилых помещений с отдельным входом в центре. Поэтому появился ответ в виде квартир», — объясняет член правления Лиги хостелов Евгений Насонов.
Значит ли это, что хостелы из многоквартирных домов исчезнут?
Нет. Запрет распространяется только на жилые помещения. В нежилых — по Гражданскому кодексу — можно размещать предприятия, учреждения и организации, а значит, и отель. При этом он должен находиться на первом этаже или выше, но только если помещения под ним тоже нежилые. Доступ к нему должен быть отдельным. Для оформления перепланировки здания, в том числе для создания отдельного входа, необходимо получить согласие собственников дома.
Теоретически возможность размещения хостелов в домах остается. Тем более если помещение уже имеет статус нежилого. Но перевести свой хостел из жилого в нежилое практически невозможно. Требования очень жесткие.
После принятия поправок предприниматели, у которых отель находится на первом этаже, начали процедуру переоформления помещений в статус нежилых. Но таких очень мало. Например, в Санкт-Петербурге, по словам руководителя регионального отделения Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья Алены Еновой, в этом году это сделали только шесть объектов, что составляет менее 1% всего гостиничного фонда. Остальным, говорит она, сделать это невозможно.
Что будет в квартирах, где раньше были отели?
Предприниматели ищут варианты, которые позволят им сохранить бизнес, куда они, как правило, уже вложили свои или кредитные ресурсы, и при этом остаться в легальном поле.
По словам Алены Еновой, если проанализировать данные сервисов бронирования за последние два месяца, можно заметить, что хостелов и мини-отелей становится меньше, а квартир — больше. По ее оценкам, в Санкт-Петербурге юридически закроются примерно 80% малых средств размещения.
Если предприниматель арендовал помещение, то скорее всего, хостел закроется и юридически, и фактически. Но, говорит Евгений Насонов, так как 2/3 хостелов размещено в бывших больших коммуналках, которые сложно продать или сдать целиком, собственник, потерявший стабильный источник дохода, будет вынужден продавать или сдавать отдельные комнаты. «То есть там опять будут коммуналки через какое-то время. Сомневаюсь, что от этого соседям станет лучше», — считает он.
Перевод помещения в нежилое и переоборудование комнат требует больших затрат, к которым не все готовы. Некоторые эконом-отели просто продолжат работать нелегально, так как спрос на недорогое проживание в центре крупных городов сохраняется, а имеющиеся гостиницы удовлетворить его не могут.
Как проверить, на законных ли основаниях работает хостел?
В официальном хостеле в общедоступном месте размещена информация о юрлице (обычно ООО), его ОГРН и ИНН, адресе регистрации, указан график работы, контакты и ответственное лицо. По словам юриста, учредителя общественной организации "Потребитель прав!" Андрея Некрасова, это нормы закона «О защите прав потребителей», согласно которому гражданин вправе знать, кто оказывает ему услуги.
«Если это не официальная организация, то это не хостел, а серая зона», — отмечает Некрасов. Как правило, это обычные квартиры, где живут трудовые мигранты, снимающие койко-место. Жалоба на них в правоохранительные органы не всегда помогает, так как доказать, что собственник занимается незаконным предпринимательством, а не просто пустил к себе гостей, практически невозможно. «Если у постояльцев есть регистрация, никто их не выселит, особенно учитывая коррупцию на низовом уровне в полиции», — говорит Некрасов.
Юрист считает, что принятые поправки — попытка уйти от регулирования рынка, и опасается, что теперь многие официальные хостелы могут уйти в серую зону.
Что делать, если хостел продолжит работать и мешать жильцам?
Написать жалобу в прокуратуру или Госжилинспекцию. Некоторые собственники пользовались этим еще до вступления поправок в силу и направляли жалобы как в прокуратуру, так и в Роспотребнадзор при подозрении на игнорирование санитарных норм, в МЧС — при нарушении требований пожарной безопасности.
Так, в феврале в Санкт-Петербурге по решению суда закрыли мини-отель, в который собственник превратил квартиру в Центральном районе, нарушив санитарные, жилищные и гостиничные нормы. А в ноябре суд постановил прекратить деятельность хостела, устроенного в трехкомнатной квартире на первом этаже дома в Петроградском районе. Жильцы жаловались на мешающих им постояльцев, которые имели круглосуточный доступ к хостелу с общей лестничной клетки.
В январе в Москве по заявлению управления Роспотребнадзора суд приостановил деятельность хостела на Астрадамской улице за нарушения санитарного законодательства на 89 суток. В декабре столичная прокуратура добилась через суд закрытия хостела, организация которого не была оформлена в установленном порядке.