Авангардный планетарий, дом-коммуна, эклектичный особняк. Шесть важных зданий Пресненского района и окрестностей

Узнаем, какой дом ненавидел Корней Чуковский и любили советские психоаналитики, где расположился самый известный пентхаус конца 1920-х и что общего у Москвы с португальской Синтрой.

Образовательный проект Музея Москвы «Уличный лекторий. Местная история» уже третий год собирает москвичей и туристов на уличных лекциях москвоведов и историков в разных районах города — от Замоскворечья до Крылатского.

В начале июля стартовал третий сезон проекта. В перерывах между встречами mos.ru публикует конспекты лекций предыдущего сезона. Новый конспект посвящен Пресненскому району. О самых интересных образцах богатейшей архитектуры Пресни рассказывает краевед и экскурсовод Евгений Плисс.

Московский планетарий

Садовая-Кудринская улица, дом 5, строение 1.

Московский планетарий — старейший в России и один из первых и самых крупных в мире — был построен в 1928—1929 годах. В основу лег проект молодых архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского, впоследствии ставших профессорами Московского архитектурного института.

Здание выдержано в популярном в то время стиле конструктивизма. Яйцевидный бетонный купол диаметром 25 метров и толщиной всего восемь — 12 сантиметров покрывает зал, изначально рассчитанный на 1400 зрителей. Сейчас Большой звездный зал вмещает 350 человек. Вход и лестница, выступающие за пределы цилиндров нижних этажей, подчеркивают формы здания.

1920-е были тяжелым временем для страны. Тем не менее для планетария было закуплено сложное дорогое оборудование. Журнал «Огонек» 23 сентября 1928 года, в день закладки первого камня в фундамент будущего планетария, писал:

«Замечательно, что при нашей материальной бедности мы устанавливаем дорогостоящее сооружение, какого нет во многих столицах… Привлекая внешней эффектностью, планетарий вместе с тем поможет трудящимся расширить свой умственный кругозор. Поэтому постройку его нужно приветствовать как событие исключительной культурной важности».

Планетарий в советское время был очень популярным местом. Граждане смотрели здесь фильмы о звездах, планетах, летчики полярной авиации проходили подготовку, космонавты изучали астронавигацию. Но в 1994 году его закрыли. После долгих мытарств и проведенной реконструкции он открылся снова в 2011 году. Здание подняли на шесть метров, а к историческому входу пристроили пандус.

Московский планетарий по-прежнему уникален как музей и пример авангардной архитектуры, а необычный силуэт его купола легко узнается среди старых и новых московских зданий.

Источник: dom.mail.ru
Источник: dom.mail.ru
Источник: dom.mail.ru
Источник: dom.mail.ru
Источник: dom.mail.ru

Дом Наркомфина

Новинский бульвар, дом 25, корпус 1.

В Пресненском районе сохранилось несколько отличных образцов архитектуры конструктивизма. Среди них — «опытный дом переходного типа», построенный по проекту Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов. Это один из последних домов, строившихся с учетом уходящей концепции дома-коммуны.

Всего было построено шесть таких экспериментальных домов-многоэтажек, Дом Наркомфина — самый интересный из них. Архитекторы решили задачу эффективного использования жилого пространства путем «урезывания и уплотнения обслуживающих площадей». Вместо квартир дом состоял из многоэтажных жилых ячеек, первый этаж был открытым пространством с несущими колоннами, а крыша использовалась как солярий и спортивная площадка. Там же разместилась надстройка-пентхаус, где некоторое время жил сам нарком финансов Николай Милютин.

В соседних корпусах был коммунальный блок со столовой, детским садом, общественными прачечной и гаражом. Впрочем, наличие кухонных модулей в жилых ячейках позволяло вести и традиционный, обособленный образ жизни. Нестандартные архитектурные решения создали серьезные эксплуатационные проблемы, в том числе с водопроводом и канализацией. После войны коммунальный блок расселили и устроили там типографию, а уникальные жилые ячейки стали обычными квартирами — на одну семью и на несколько. В ходе варварской эксплуатации и перестроек дом пришел в аварийное состояние.

В 2017 году началась реставрация дома под руководством Алексея Гинзбурга, внука одного из его архитекторов. И сегодня возвращается исходный авангардный облик дома — «белоснежного парохода с капитанским мостиком», плывущего по Москве.

Источник: dom.mail.ru
Источник: dom.mail.ru
Источник: dom.mail.ru
Источник: dom.mail.ru
Источник: dom.mail.ru

Особняк Рябушинского

Малая Никитская улица, дом 6/2.

На обеих Бронных и Никитских, а также Поварской улицах немало старинных городских усадеб. Среди них выделяется особняк, который знаменитый архитектор Федор Шехтель выстроил для известного предпринимателя и мецената Степана Рябушинского. Его можно назвать самым приметным зданием стиля модерн в Москве.

Расположено оно на участке неправильной формы и раньше было открыто со всех сторон. Сейчас его частично прячут соседние дома и выросшие деревья. Фасады здания облицованы популярной тогда плиткой «кабанчик» и авторскими мозаиками. Каждый фасад уникален: то плавные, то строгие объемы и линии переходят друг в друга.

Особняк Рябушинского можно не только оценить со стороны. Благодаря тому, что с 1965 года в нем открыт для посетителей Музей-квартира Максима Горького, который провел здесь последние годы жизни, мы можем заглянуть внутрь.

Великолепно проработанный декор на первом этаже посвящен водной стихии. Знаменитая лестница-волна поднимается из «подводного царства» в «земной мир» второго этажа. Здесь размещалась самая большая в России коллекция икон. Выше — старообрядческая молельня с куполом «малого космоса». Изучив свой новый дом, хозяин в изумлении произнес: «Любопытно получилось, в Европе ничего подобного и не видывали».

Однако часть современников и позже вся советская власть вместе взятая невзлюбили модерн в целом и усадьбу Рябушинского в частности. Корней Чуковский охарактеризовал дом так: «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина». Зато непростыми интерьерами восхищались члены психоаналитического общества, которые работали здесь в 1920-е годы. После возвращения Максима Горького в СССР дом передали в его пользование. Писатель и общественный деятель жил здесь до самой смерти в 1936 году.

Источник: dom.mail.ru
Источник: dom.mail.ru
Источник: dom.mail.ru

Особняк Арсения Морозова

Улица Воздвиженка, дом 16, строение 1.

Это здание находится не в Пресненском районе, а в районе Арбат, но хочется его упомянуть. Тем более что от особняка Рябушинского до особняка Морозова — рукой подать.

Построить самый необычный дом в Москве среди красивейших усадеб было почти нерешаемой задачей. Но Арсений Морозов, племянник знаменитого мецената Саввы Морозова, на мелочи не разменивался — он требовал именно такой дом.

Конкретных пожеланий архитектору Виктору Мазырину заказчик высказать не смог, и они вместе отправились в путешествие по Европе. В городе Синтра (Португалия) Морозову особенно понравился дворец Пена — фантастическое сооружение в псевдосредневековом стиле. Нечто подобное он и велел построить на своем участке.

Дом еще на стадии строительства привлек внимание общественности, став объектом насмешек и критики. Свой суровый взор на стройку обратил Лев Толстой в романе «Воскресение». По одной из версий, даже мать Арсения, Варвара Морозова, подарившая сыну участок, сказала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва».

Арсений же вовсе не интересовался общественным мнением. В 1899 году он переехал в свой эклектичный дом и стал устраивать в нем кутежи. Увлекшись мистикой, в 1908 году он на спор прострелил себе ногу — утверждал, что не закричит, поскольку развил эзотерическими упражнениями силу духа. Спор он выиграл — и умер от заражения крови. Усадьба досталась любовнице, у которой ее позже купил миллионер Левон Манташев, тоже известный кутила.

После революции дом побывал штаб-квартирой анархистов и театром Пролеткульта. В начале 1920-х годов при театре жили и работали поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков, а авангардисты Всеволод Мейерхольд и Сергей Эйзенштейн ставили здесь спектакли. С 1928-го наркомат иностранных дел размещал здесь посольства и службы разных стран. В 1959 году особняк был известен как Дом дружбы с народами зарубежных стран, а сейчас это Дом приемов Правительства России.

Краснопресненская обсерватория Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга (ГАИШ) МГУ

Нововаганьковский переулок, дом 5, строение 1

В 1827 году меценат Зой Зосима подарил свою дачу на пресненских Трех горах «Императорскому Московскому университету на устройство на оном месте Обсерватории, или на что другое полезное». Так, в 1831-м открылась астрономическая обсерватория, в советское время ставшая Астрономическим институтом. Здесь известные ученые проводили фундаментальные исследования Солнца, Земли, атмосферы и космоса.

Иногда открытия совершались с помощью простых приборов и наблюдений. Но чтобы оставаться одним из ведущих научных центров мира, обсерватории регулярно требовалось и новое дорогое оборудование. Обсерватория расширялась, под новые задачи строились новые здания, только жилые дома ученых до сих пор стоят на своих местах.

Главная башня, установленная на специальном двойном фундаменте для особо точных измерений, в 1900 году была надстроена огромным вращающимся куполом. Под ним находится знаменитый телескоп — 15-дюймовый двойной астрограф, второй по размеру в России после рефрактора Пулковской обсерватории. У телескопа две шестиметровые трубы, одна из них предназначена для наводки и визуальных наблюдений, вторая — для фотографий. Телескоп действует и поныне, он сохранил все свои оригинальные детали.

В 1954 году институт получил новое помещение на Ленинских горах, а с 1979 года обсерватория стала памятником архитектуры. Последние научные наблюдения здесь проводились в 1990-е.

Дом-музей Владимира Даля

Большая Грузинская улица, дом 4/6, строение 9.

Участком, где сейчас располагается Дом-музей Владимира Даля, в начале XVIII века владел окольничий Юрий Щербатов. При Петре I он заведовал Ямским приказом. Затем участок перешел его сыну, потом — внуку Михаилу, автору семитомной «Истории Российской от древнейших времен», владельцу огромной библиотеки, одному из самых образованных людей России екатерининской эпохи. Доподлинно неизвестно, стоял ли уже к этому моменту дом над речкой Пресней или еще нет. Деревянное здание несколько раз перестраивалось, подлинные детали интерьеров остались только в комнатах музея.

После Щербатовых владение принадлежало Льву Толстому. Одна из его дочерей, Екатерина, стала матерью поэта Федора Тютчева, а другая, Надежда — матерью декабриста Дмитрия Завалишина.

В 1859 году дом купил знаменитый лексикограф и этнограф, в прошлом военный врач Владимир Даль. В чине действительного статского советника он вышел в отставку и переехал с семьей из Нижнего Новгорода в Москву. Именно в этом доме он трудился над сборником «Пословицы русского народа» и завершил дело всей своей жизни — «Толковый словарь живого великорусского языка». В доме Даля три года жил известный своими книгами о старообрядцах писатель Павел Мельников-Печерский с семьей.

Дом чудом сохранился до наших дней. В 1812 году его обошел великий пожар, уничтоживший соседние усадьбы. Не спалили его и наполеоновские оккупанты, жегшие в комнате костер. А в 1942 году в соседнее здание попала авиабомба, но не взорвалась. Саперы нашли в ней русско-чешский словарь: вероятно, бомба была изготовлена кем-то из чешских антифашистов.

В 1986 году энтузиасты Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) на общественных началах открыли в доме музей Даля.