Люди переезжают в другие страны по разным причинам. Кто-то встретил свою половинку, кто-то уехал работать, кто-то ищет новых впечатлений. Для Анны, перебравшейся из Москвы в Австрию, новое место жительства стало компромиссом. «Лента.ру» публикует ее рассказ о жизни в Вене в рамках цикла материалов о соотечественниках за границей.
Я познакомилась с будущим мужем в немецком городе Оффенбах, где он работал шеф-поваром. Через два месяца мы расписались в московском ЗАГСе для иностранцев. Не было ни пафоса, ни пышных юбок. Больше трех лет мы пытались съехаться, но ни Германия, ни Россия, ни тем более Израиль, где он прожил десять лет, нас не устроили.
В итоге выбор пал на Австрию. Почему? На самом деле — все просто. Мы оба знали немецкий и, по сравнению с Германией, в Австрии было проще получить работу и вид на жительство. Вдобавок с 2012 года там открывалась программа трудоустройства поваров. Мы решили, что муж отправится на «передовую», а я обеспечу надежный моральный и финансовый тыл.
Многие нас не понимали, не все поддерживали, кое-кто не верил в успех. Но прошло столько лет, а мы по-прежнему живем в Вене — на родине Моцарта и чудесных кофеен со знаменитыми пирожными.
У нас прекрасная семья, любимый сын и весьма успешный вафельный бизнес.
В магистрате мужа встретили не особенно радушно: «Повар? Тогда у вас ни малейшего шанса». Напрасно. Вопреки прогнозам, он сумел найти и работу по специальности, и подработку в русской букмекерской конторе. Через год той же сотруднице магистрата пришлось выдавать ему вид на жительство. К тому времени я была беременна и находилась в другом статусе: воссоединение семьи. Получение визы заняло месяц.
Какая же она, Австрия? Первый раз я приехала сюда в 2007 году незадолго до католического Рождества. Мне нравилось буквально все: архитектура, доступность магазинов, транспорта и киосков с хорошей едой, люди, витающее в воздухе настроение, да и сам воздух тоже.
Как по мне, австрийский климат — просто мечта!
Осень всегда долгая, теплая, дождей мало. Зима короткая и почти без снега (горы не в счет). Весна радует с середины февраля, а лето безумно жаркое и, главное, долгое.
Надо отдать австрийцам должное: они умеют хранить свою историю. Памятники старины не меняют облика и не уничтожаются. Здесь всегда находят возможность модернизировать инфраструктуру, ничего не меняя внешне, даже если это обходится им в космические суммы.
По всему городу, кроме пары удаленных районов, здания не выше четырех-пяти этажей. Не очень экономно, но компенсируют это другим: дома стоят стенка к стенке. Меня это до сих пор коробит. Иногда приходится шагать мимо пары десятков домов, чтобы только попасть на параллельную улицу. Хоть бы арки делали!
Единый проездной на срок от дня до недели решает все проблемы с общественным транспортом. Турникетов нет, и даже водителю ничего предъявлять не нужно. Правда, и «зайцам» пощады не будет. Попадутся — 110 евро, как с куста! Если забыть проездной дома, можно предъявить удостоверение личности. У транспортной системы один изъян: в выходные метро ходит с интервалами до 15 минут. Однажды из-за этого я опоздала на самолет.
После переезда в Австрию муж получал 1,7 тысячи евро «чистыми», а с такой зарплатой на ипотеку или кредит на машину можно не рассчитывать. Нужно было что-то придумать, но какие у поваров перспективы для роста? Чтобы выйти на следующий уровень, им нужна либо мишленовская звезда, либо собственное заведение. На свой ресторан и кафе у нас денег не было. Даже крохотная точка обошлась бы не дешевле 100 тысяч евро.
Чтобы развеяться, поехали к моей сестре, которая живет в Нидерландах. Мы гуляли по рынку выходного дня в Амстердаме и завороженно наблюдали, как делают знаменитые голландские вафли.
Вернувшись в Вену, решили узнать, как обстоит ситуация с горячими вафлями в Австрии. Оказалось, что ими почти никто не занимается. Вот он, наш шанс!
Муж за считанные дни нашел поставщика оборудования и сырья, изучил рынок сбыта. Через пару месяцев нам доставили прицеп в виде деревянного домика, с которого мы собирались торговать вафлями. Больше у нас не было ничего. Ни машины, ни места торговли, ни бухгалтера, ни оборудования. «Гена, быстренько отправляй запрос на место на Маришке, а то до Рождества всего три недели», — сказала я мужу.
До сих пор смеюсь над своей наивностью. Маришка — это центральная торговая улица Вены. Получить там место не проще, чем в Москве на Красной площади. Разумеется, планы пришлось поменять. В итоге первый наш выезд состоялся аж в мае 2015 года. Как мы радовались первым продажам и заработанным за день 240 евро!
На наше счастье в тот год Австрию захлестнула волна стрит-фудов. Нас разрывали на части.
Соратникам по стрит-фуду было безумно интересно, почему наш домик на колесах вызывает такой ажиотаж. Ходили вокруг, пытались подсмотреть, но так и не поняли.
Наш маленький вафельный бизнес растет с каждым годом. Мы торгуем на нескольких рождественских ярмарках, предоставляем услуги кейтеринга, обслуживаем корпоративные мероприятия, свадьбы и дни рождения, ездим по фестивалям. Это помогло нам своими глазами увидеть все уголки Австрии.
Регионы Австрии безумно отличаются друг от друга. На юге люди более открытые, общительные и расточительные. Ближе к Зальцбургу и Баварии они «правильнее», доброжелательнее и приветливее. В сторону Форальберга и Швейцарии налицо достаток и статус. Что касается нас, то мы выбрали Вену, и не случайно.
После динамичной Москвы мне трудно представить жизнь в другом австрийском городе. Конечно, Вена раз в пять меньше, но тоже столица с парой миллионов жителей и более-менее активной жизнью. После переезда первые года полтора все было в новинку.
Новая квартира, небольшой ремонт, поездка на море перед родами и наисчастливейшее материнство не давали скучать и обращать внимание на недостатки. А они есть.
Венцы вежливы и обходительны, но несколько высокомерны и ленивы. В других регионах их считают скупыми и алчными, и в этом есть доля правды. Еще они придирчивы и очень требовательны — видимо, поэтому в венском метро запретили еду и напитки. В настоящих австрийских районах, где мало приезжих, человека даже с легким акцентом порой просто игнорируют. И только из-за толерантности не говорят вслед излюбленную фразу: «Чертовы иностранцы».
По вечерам и в выходные Вена засыпает. После 20:00 не работает ничего, кроме кино, кафе, ресторанов и транспорта. В семь вечера пустеют даже детские площадки. Парадокс, да? Нас в детстве было не затащить домой и после десяти. Другой неожиданностью стало то, что в холодную погоду (такой тут считают даже два градуса мороза) почти никто не показывает носа на улицу.
Никаких вам торговых центров, незакрывающихся до полуночи. Максимум до 21:00, в субботу до 18:00, а дальше у австрийцев время семьи. Есть, конечно, еще пара мест... Спасибо парку развлечений Prater. Хоть он в выходные спасает. Еще помогают городские бассейны.
Очень не хватает привычной спонтанности и раскрепощенности. Хочется просто сходить в гости, не договариваясь об этом за месяц. Отмечать дни рождения шумно, вкусно и весело в большой компании, а не с пивом с чипсами. Но здесь так не принято. Знакомая рассказала, что родители ее мужа приходят в гости только по предварительной договоренности и на конкретное время. А посидеть с ребенком — это из области фантастики, о таком нужно договариваться за месяц. Так обстоит дело в большинстве австрийских семей.
С русскоязычным населением в Вене проблем нет — нас очень много. В продуктовом напротив работала чудесная женщина из Мордовии, с которой мы дружим по сей день.
Надо сказать, чужбина сплачивает. И не только в быту. Теперь наша главная традиция — это шествие «Бессмертного полка» у памятника советским воинам рядом с Бельведером.
Австрия — страна кофе и пирожных, поэтому кафешки здесь на каждом углу. Австрийцы не начинают день без кофе и выпечку берут преимущественно в австрийских пекарнях. Венским пекарям наступают на пятки турецкие пекарни-кондитерские, которых в последнее время стало очень много. Лично я старые венские кафе не люблю. Все потертое, стаканы и чашки в царапинах, неприветливые официанты в возрасте, явно проработавшие там всю жизнь.
Туристам то и дело советуют попробовать кайзершмаррн. По легенде, однажды император заглянул на кухню и перекусил какими-то обрезками. Ему так понравилось, что он объявил съеденное любимым блюдом. Блюдо представляет собой нечто среднее между блином и оладьями с большим количеством яиц. Его жарят на сливочном масле, делят на небольшие кусочки и подают со сливовым рагу или абрикосовым мармеладом. Хоть и просто, но действительно очень вкусно! Сами готовим.
Что касается более сытной еды, то консерватизм австрийцев удачно разбавляют восточная и азиатская еда. Повсюду киоски с местной шаурмой (дюрюмом), лапшой и пиццей. Национальные сосиски с булочкой и шницели тоже покупают, но чаще туристы, чем местные. Кроме киосков, есть действительно хорошие рестораны — главное определиться с бюджетом и гастрономическими пристрастиями. Все они обычно упомянуты в путеводителях.
В Австрии море «нетрадиционных» продуктовых магазинчиков, и русские — не исключение. Только они и выручают, ведь с рождения привыкаешь к определенным вещам, которых тут не найти.
Трудно представить, но австрийцы почти не едят, к примеру, гречку. В простых супермаркетах ее не бывает, а в дорогих — она еще и «золотая». Поэтому русские магазины у нас в почете.
Что еще хорошего? Качество продуктов! Причем даже в магазинах для малоимущих. Самое интересное, что стандартный набор товаров стоит везде одинаково. Если, конечно, хотите чего-нибудь поизящнее, то вам к «богатым»! Очень радует, что австрийцы уделяют внимание специализированному питанию: хороший выбор соевой продукции, без глютена и лактозы. В России это только начинало развиваться, а здесь я вздохнула с облегчением.
Когда ребенок немного подрос, мы стали искать в Вене места, где можно интерактивно провести время. Нашли, но их оказалось довольно мало, и цены иногда обескураживают. Часто ходим в Дом моря и Императорский зоопарк, но постоянно посещать, например, термальный бассейн Oberlaa (22 евро на человека) или детский игровой центр в районе Фаворитен (12 евро на человека) бюджет не позволяет.
Очень раздражают публичные дома. Их становится все больше, и с оформлением они совершенно не стесняются. А с недавнего времени здесь разрешили свободную продажу марихуаны. Народ сидит в парках рядом с детскими площадками и преспокойненько делает самокрутки. По мне — так караул!
Жилье здесь, конечно, очень дорогое, как и все услуги. Мы живем в доме без лифта, построенном в конце XIX века, но платить приходится 740 евро в месяц.
Плюс электричество с газом и водой, техосмотр газовой колонки за свой счет и продление договора на аренду квартиры (200 евро каждые три года). Ах, да, есть еще «чудесная» организация GIS, которой приходится под страхом штрафа платить 27 евро в месяц за «воздух». А точнее, за наличие телевизора и использование подключения. Нам еще повезло, что мы нашли жилье без маклера. Они берут за услуги от двух до трех арендных плат. А если еще и залог за три месяца, то, сами понимаете, выходит около четырех тысяч евро — сумма не маленькая.
Те, кто считают, что в Австрии живут богаче, чем в России, глубоко ошибаются. Даже если зарплата выше, налоги (минимум 35 процентов) и высокие цены съедают всю разницу. Другое дело, что здесь на самом деле чувствуешь, за что платишь налоги. Качество и уровень жизни, включая социальную поддержку, на очень высоком уровне.
Помните, наши бабушки рассказывали, что в советское время они знали, что будет зарплата, пенсия, законный обеденный перерыв, кровать со шкафом в рассрочку и все остальное? Так вот, Австрия — это улучшенная версия СССР. В ней обретаешь определенное внутреннее спокойствие, словно плаваешь на глубине, где никогда не бывает шторма. Дополняет картину размеренность жизни и выстроенный план действий минимум на несколько дней вперед.
От этой размеренности у меня такое чувство, что перед глазами висит матовая пленка.
Когда приезжаю в Москву, она моментально исчезает. Свобода действий, жизнь 24 часа в сутки, спонтанные поездки и, да, я могу пойти в магазин в любое время дня и ночи — главное захотеть. Как мне этого не хватает!
Прилетаю в Вену — глоток свежего воздуха, и пленка возвращается. В какой-то момент меня накрыла тоска по прошлой жизни. Я забросила все интересы, набрала лишний вес и занималась только домом и ребенком.
В чувство пришла лишь полтора года назад. Привела себя в порядок, занялась спортом, сбросила почти 18 килограмм и нашла себе несколько творческих занятий по душе. Теперь делаю короткометражные анимационные фильмы для нашего бизнеса и создаю индивидуальные винтажные новогодние шары на заказ. Каждый шар уникален тем, что на нем присутствует фотография дорогого человека, обыгранная в разных стилях. Чтобы создать иллюзию работы прошлых веков, их намеренно состаривают. Неплохой подарок, если хочется подарить близкому человеку что-то особенное и памятное. В общем, жизнь вновь набирает обороты.
Конечно я скучаю по Москве, Питеру, России в целом. Мне не хватает жизненной скорости, эмоций, общения и профессиональной востребованности. Но у меня есть любимая семья, и она нуждается в компромиссном для всех очаге. Поэтому о смене места жительства мы даже не думаем. Для нас маленькой родиной стала Австрия.