Кемперы, автодома, экодома — в США есть множество версий мобильного жилья. Для одних это способ экономии, для других — комфорт в путешествиях — выбор зависит от запросов и кошелька. Популярны они и в Европе, а вот россияне пока лишь присматриваются к жилью на колесах. В перспективах мобильных домов в России разбирались «Известия».
Новые бидонвили
Рынок мобильного жилья в Америке развивается уже давно, поэтому выбор там широк. В этот сегмент входят и дома-прицепы, и автодома, и модульные конструкции. Колес у последних нет, но по сравнению с монолитными зданиями они всё равно значительно мобильнее. Как конструктор, такой дом обычно собирается на заводе, и на место привозится уже в готовом виде. Фундамент для него не нужен — опорой служат специальные блоки или сваи, поэтому установить его можно в любом месте и на практически любой поверхности. При необходимости в дальнейшем его можно перевезти на другое место.
Обычно такие дома делаются из легких и недорогих материалов. Кроме того, конструкция не относится к недвижимому имуществу и, соответственно, не облагается налогом. Для США это обстоятельство особенно важно. Часто из таких домов образуются небольшие поселения (Mobile home park). Это населенные пункты, полностью состоящие из домов-конструкторов. Налоговая нагрузка на их жителей минимальна — платить нужно только за коммунальные услуги и аренду земли, которая чаще всего принадлежит владельцу парка.
Выглядит большинство таких поселков однотипно — это ряды одноэтажных прямоугольных конструкций, различающихся размером и формой окон, наличием или отсутствием веранды. Старый дом можно приобрести за пару тысяч долларов или вообще найти бесплатно при условии самовывоза. Правда, в таком случае велик шанс, что конструкция станет недвижимостью во всех смыслах — в силу возраста дом может просто не пережить транспортировку, разрушившись по дороге.
В известном смысле эти поселения — прямые наследники печально известных бидонвилей, гетто бедняков 1930-х, живших в хижинах из кусков жести, старых коробок и бидонов.
С ветерком
Другая история — дома на колесах. К ним относятся и автодома, и просто трейлеры. В большинстве случаев это способ комфортно путешествовать и не беспокоиться о том, где остановиться на ночлег. Правда, последние годы можно услышать и о том, как люди, продав недвижимость, приобрели такой дом для постоянного проживания.
Например, так поступила пара из Австралии, Клео Кодрингтон и Митч Кокс. Сначала молодые люди просто планировали отправиться в небольшое путешествие, но так вошли во вкус, что путешествуют уже пятый год и возвращаться к прежней жизни пока не думают. Фотографиями из своей жизни они делятся в Instagram. По словам молодых людей, этим же и зарабатывают.
Деревянные стены, компьютерный стол, спальное место со вторым светом, стиральная машина на кухне — стоит понимать, что всё это индивидуальные проекты или самостоятельные переделки владельцев. Стандартные автодома и фургоны большинства фирм однотипны и не слишком оригинальны. Мебель в них привинчена к стенам или полу для безопасности пассажиров, а техника — самая необходимая, чтобы не утяжелять конструкцию.
Многие автодома, которые мы видим на фотографиях в социальных сетях, в прошлом и вовсе были обычными микроавтобусами. Просто над их дизайном изрядно поколдовали новые владельцы.
Совместить оригинальный дизайн, уникальную и качественную отделку с продуманной системой коммуникаций можно. Но стоить это будет уже значительно дороже. На рынке есть компании, которые готовы сделать мини-дом на колесах под ваши запросы. Хайтек, ретро, кантри — варианты возможны любые, были бы средства. Стоить такой проект будет не меньше $60 тыс.
Российские реалии
Собственное производство в нашей стране пока налажено только в сфере модульных зданий. Есть ряд фирм, предлагающих приобрести дома-конструкторы, которые будут установлены в любом месте уже за несколько часов.
Пока их услугами чаще всего пользуется бизнес. «Это может быть бизнес любого уровня — от мелкого, владельцам которого требуются павильоны и сельскохозяйственные ангары, до крупных нефтегазовых компаний, которым необходимо расселить рабочих на удаленных объектах на непродолжительный срок», — рассказывает «Известиям» Алексей Чудаков, генеральный директор ГК «Подрядчик».
«Типовые планировки предполагают всё необходимое, чтобы вахтовик чувствовал себя так же, как дома. При необходимости составляется индивидуальный проект с учетом дополнительных пожеланий заказчика. В качестве дачного домика модульные здания тоже вполне реальный, приемлемый вариант, но если мы хотим постоянное жилье по быстровозводимой технологии, то могут возникнуть сложности, — считает Чудаков. — Например, построили вы себе модульный дом, и, когда ходите по второму этажу, внизу потолок трясется. Так будет, потому что здесь нет бетонных перекрытий, это не полноценный, а временный объект строительства, к нему совершенно другие требования, и это надо учитывать».
Появлению в России трейлер-парков как бюджетных жилых районов мешают и климатические условия. «Для большей части России температура зимой минус 20−30 — это норма. И если в США достаточно 50 мм утеплителя в сэндвич-панели, то у нас нужно минимум 150! В итоге, если мы будем делать такие дома, это не дом, это танк получится. Так что понятно, что стоить он будет уже не как американский “картонный” фургончик», — объясняет специалист.
Например, использованную воду нужно куда-то сливать, а чистую откуда-то доливать.
Отдельную проблему создают и дороги. Их автодом переживает тяжелее прочих автомобилей. «Если на легковушке небольшие кочки еще “проглатываются” подвеской и задницей, в доме на колесах всё еще как чувствуется. А в пассажирском отсеке даже нет ремней безопасности, не предусмотрены — там же удобные диваны», — делится своим опытом на форуме пользователь Александр Беленький.
Осложняет путь и то, что такой транспорт нельзя отнести ни к быстрым, ни к маневренным средствам передвижения. «Для машины “крейсерские” 100 км/ч — предел, она очень валкая. Из-за большого трафика из грузовиков скорость падает еще больше, приходится плестись за ними. Обгоны на такой машине — вещь и опасная, и неудобная. Другое дело, когда ты встал где-нибудь в Америке на трассу, и пилишь себе с постоянной скоростью», — рассуждает путешественник в своем блоге.
Тем не менее примеры тех, кто смог перейти на «вольный» образ жизни, есть и у нас. Руслан — в прошлом специалист по IT. В какой-то момент лишившись работы, он решил, что хочет профессионально заниматься туризмом. Благодаря вновь выбранной профессии, мужчине довелось ездить в разных автодомах. Как и другие путешественники, он пришел к выводу, что заграничные модели к российским условиях приспособлены крайне плохо.
Теперь своим примером Руслан хочет показать, что путешествовать по России и интересно, и безопасно. Правда, как признается он сам в одном из интервью, объективная картина пока действительно не слишком радует: «Во многих городах мне приходится останавливаться на территориях гипермаркетов, а так я становлюсь в чистом поле. Нет у нас кемпингов, нет инфраструктуры под дома. Есть прицепы, которые питаются от электричества. А где его взять? Еще нужно куда-то слить канализацию, где-то заправить чистую воду. А то, что у нас называют кемпингами, ничего общего с настоящими не имеет. Это, по сути, платные парковки. Нет никаких услуг и сервиса».
Пока на Западе происходит бурное развитие мобильного жилья: подходящие варианты появляются и для обеспеченных оригиналов, и людей, стремящихся сэкономить, и путешественников. В Россию же мода на такие дома только начинает приходить, и прежде чем рынок среагирует, пройдет еще немало времени.