Какие риски несет покупка квартиры под снос

Квартиры в хрущевках под снос резко подорожали — в отдельных случаях, по данным риэлторов, даже на 20%. Покупателям интересно приобрести старое жилье и получить новое по программе реновации, а продавцам — продать квартиру по завышенной стоимости. Как купить место в программе реновации? И какие риски это несет? Об этом — Иван Корякин.

Москвич Петр владеет квартирой вместе с братом, и реновация для него — возможность поделить двушку на две новые однокомнатные квартиры. Но когда снесут дом — пока непонятно, а разъехаться хочется. И теперь Петр продает квартиру в доме под снос, чтобы поделить не жилую площадь, а вырученные деньги. Идея оказалась неплохой, ведь стоимость квартиры в его старой хрущевке выросла. «Потенциальные покупатели знают, что, как обещали власти, квартира по площади будет больше. Люди думают, что сейчас я куплю у кого-нибудь квартиру под реновацию, она все равно не так уж и дорого стоит, чуть-чуть потерплю или сдам эту квартиру в аренду, а потом уже перееду в нормальную в новостройке», — рассуждает Петр.

«Под реновацию. Быстрее. Срочно» — так называется одно из объявлений на сайте по продаже квартир.

За 7 млн продают 45 кв м с плюшевыми диванами, коврами на стенах и прочими атрибутами советских представлений о прекрасном. Но зачем делать ремонт, если город все равно снесет старую хрущевку и выдаст новую квартиру?

Так что купить жилье под снос — неплохая идея, особенно для инвесторов, говорит начальник отдела продаж «Московского агентства недвижимости» Ольга Саукитенс: «Если в 2016 году мы приобрели двухкомнатную квартиру в таком доме за 5,5 млн, то сейчас она уже стоит порядка 6,5−7 млн. При этом понятно, что жилплощадь в новом доме в той же локации будет стоить существенно дороже. В любом случае человек выигрывает, даже взяв ипотечный кредит и выплачивая проценты».

С ипотекой, впрочем, все не так просто: большинство банков отказались работать с квартирами под реновацию.

Выдают займы в основном Сбербанк и ВТБ, которые подчеркивали, что размер кредита не изменится, даже если клиент получит по реновации более дорогое жилье. Надо будет только изменить предмет залога, но для банков это риск, говорит первый зампред правления Банка жилищного финансирования Игорь Жигунов: «Замена объекта требует заключения еще одного договора ипотеки по новому объекту, который дается клиенту взамен, так как до этого момента кредит остается не обеспеченным — здесь встает вопрос о риске. Те банки, которые готовы рассматривать ситуацию, связанную с возможностью замены предмета залога, или, например, выдавать кредит не на длительный срок, возможно, и будут реализовывать эти программы».

Зато нет рисков, что застройщик обанкротится. Реновация — это все-таки гарантия для участников сделки.

Другое дело, что точные параметры переселения для большинства объектов пока не опубликованы. Поэтому покупка квартиры под снос — по-прежнему авантюра, на которую пойдут немногие, говорит ведущий аналитик ЦИАН Александр Пыпин: «Продавать за высокую цену будет довольно тяжело, поскольку нормальный адекватный человек будет спрашивать: что мне дадут взамен, сколько метров, где, на какой улице, на каком этаже, куда будут окна и так далее. Любого покупателя все это очень интересует. Поэтому желающих купить кота в мешке особо на рынке нет».

Говорят еще про один риск — быть переселенным по программе реновации в другой район. И хотя власти неоднократно подчеркивали, что такое будет возможно только с согласия жильца, не все риэлторы и их клиенты полны оптимизма.