Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Фоторепортажи
6Незаслуженно забытая посуда советских времен
34Квартира со скульптурами за 350 млн рублей

Как уличное искусство меняет облик города

Теория разбитых окон говорит, что мелкие правонарушения активно влияют на уровень преступности в целом. Это и собственно разбитые окна, и разрисованные стены, и многие другие мелочи, создающие атмосферу. Но с атмосферой можно работать и по-другому.

Кто-то приглашает уличных художников самовыражаться на парковке и получает уникальный облик объекта — например ТЦ «Ворошиловский» в Волгограде, который проводит фестиваль граффити.

А кто-то заказывает роспись стен в городе, которому совсем не помешало бы что-то живое и красивое, — в Туле. Это уже не граффити как протестное искусство, но идея позаимствована там.

Подземные переходы

На главной улице Тулы — проспекте Ленина — три крупных подземных перехода. Все последние годы и десятилетия выглядели они традиционно: средней обшарпанности, частично расписанные совсем не фресками, со странными торговцами и лужами. Пару лет назад всё изменилось.

Тула — город-герой, город оружейников, южный форпост Москвы. Так что тема воинской славы в уличной росписи преобладает. Оформление ближайшего к кремлю перехода напоминает гостям о Куликовской битве (Куликово поле расположено в Тульской области).

Дальше по проспекту и по хронологии — Отечественная война 1812 года.

А ещё выше, недалеко от Вечного огня, — Великая Отечественная война.

Библиотеки

Если подземные переходы — традиционное место росписи стен, дикой или цивилизованной, то библиотеки были неожиданностью. И всё же: там, где позволяла архитектура, появились масштабные рисунки. Учитывая, что районные библиотеки (они вообще живы!) расположены обычно в глубине спальных кварталов, где-то среди школ, катков и девятиэтажек, встретить там что-то яркое совсем не ожидаешь.


До любого из этих рисунков от ближайшей остановки общественного транспорта идти минут десять. И тем приятнее видеть, что в городе оживают не только центральные улицы.

Брандмауэры: художественная роспись вместо рекламных щитов

Глухие стены зданий исторически служили для того, чтобы препятствовать распространению огня в случае пожара. Сейчас их чаще используют для самых масштабных рекламных плакатов, а если стоит подряд несколько однотипных домов, то создают целые промо-истории высотой в десятки метров. Но можно и по-другому.

В какой-то момент пару лет назад в Туле кто-то принял решение, которое изменило облик десятка домов в самых разных, часто — очень неожиданных районах. Какие-то из домов с огромными картинами расположены в сердце старых жилых кварталов, среди магазинов у дома и детских площадок. Другие — на таких окраинах, куда не всякий туляк попадал хотя бы раз в жизни. Но все они потрясающие.

7фотографий

Другие городские пространства

Если приглядеться, в городе обнаруживается ещё множество мест, которые можно сделать красивее без капитальной реставрации или других затратных мероприятий. Например, река Упа, протекающая через всю Тулу, долгое время выглядела весьма запущенной. Это было странно: чаще всего в старых городах река, набережная — центр притяжения, там делают пешеходные бульвары, строят парки или просто ставят кофейни и лавочки. В Туле с этим никак не складывалось.

И вот городские власти всё же взялись за реку со всех сторон. Расчистили берега, обустроили большой детский городок на пустыре возле моста в Пролетарский район, расширили дорогу в Зареченском районе, а прошлым летом сделали отличную, без скидок, набережную за кремлём. Всё это затратные мероприятия, которые дают, однако, огромный эффект. Но ещё раньше, на первой волне благоустройства, было сделано и то, что было ведь не так сложно: окультурен забор вдоль корпусов Тульского машиностроительного завода.

Сейчас там идёт стилизованная надпись «Тула — арсенал и щит России», а между буквами — батальные сцены, силуэты военных, кони, люди.

Ещё один пример — труба на территории бывшего ликёро-водочного завода, который сейчас стал креативным кластером и торговым кварталом, центром притяжения ориентированных на поколение Z компаний.

Другой Лев Толстой «поселился» на стенах другого креативного кластера, в здании бывшего завода «Октава». Даёшь каждому хипстеру по собственному Толстому!

Здание бывшего завода «Октава», Тула / Фото: Екатерина Лебедева