Свою роль тут сыграло и то, что многие модернистские постройки десятилетиями стоят в запустении. В результате они выглядят как декорации к фильмам-антиутопиям, если не хоррорам. Кажется, если бы «Очень странные дела» снимались на постсоветском пространстве, идеальные декорации можно уже не искать. Сейчас модернизм постепенно вновь входит в моду — правда, больше на уровне фотоподборок.
Киевский архитектор Алексей Быков убежден, что ценность модернистского наследия не уступает памятникам XVIII—XIX вв.еков, и призывает восстанавливать или хотя бы консервировать объекты. Его снимки доказывают — эти здания прекрасны даже в своем запустении.
Алексей заинтересовался архитектурным модернизмом еще во время своей учебы в Киеве. Несмотря на то что сами образцы стиля были перед глазами, их практически не изучали.
Увлечение модернизмом выглядело необычно — здания казались никому не нужными и не интересными. Впрочем, такая ситуация сохраняется и сейчас.
С годами увлечение Алексея модернизмом не прошло. Сейчас у него выходит книга «Soviet Modernism. Brutalism. Postmodernism. Buildings and Structures in Ukraine 1955−1991», которую Алексей Быков подготовил в соавторстве с Евгенией Губкиной (книга выпущена в издательстве «Основы» — прим. «Ленты.ру»).
Собирая материал для книги, Алексей год ездил по стране, проникая в здания и снимая не только их фасады, но и интерьеры.
По его словам, интерьеры модернистских зданий часто поражают своей сохранностью и проработанностью деталей.
Детали интерьеров модернистских зданий не уступают по уникальности самим зданиям, считает архитектор.
Чтобы отснять первые здания со всех ракурсов, Алексею приходилось забираться на их крыши. Позже добавилась и съемка с дрона.
На территорию, а тем более — внутрь некоторых зданий проникнуть было не так просто, рассказывает Алексей. Если объект не стоит заброшенным, сотрудники обычно настороженно относятся к человеку, который ведет съемку.
По словам архитектора, его принимали и за шпиона, и за сотрудника строительной компании, который делает съемку, потому что здание решили сносить.
Часто помогало самое простое объяснение — «хочу сфотографировать советскую архитектуру», говорит Быков.
Еще один вариант — пройти напрямую к директору организации, которая сейчас занимает здание, и попросить разрешение на съемку.
Обычно разрешение давали — впрочем, некоторые особо бдительные сотрудники не удовлетворялись такой бумагой и требовали предъявить официальный запрос.
А иногда приходилось снимать и по старинке — проскользнув мимо бдительного вахтера.
Сохранность этих объектов мало кого волнует, сетует архитектор: многим зданиям не более полувека, но они или разрушаются, или отреставрированы грубо, без учета первоначального замысла авторов проекта.
Вместе с тем, убежден Быков, здания модернистской архитектуры так же ценны, как и памятники, построенные в XVIII—XIX вв.еках.