Весь рынок мебели в России приближается к 1 трлн руб., при этом общий объем ее продаж через застройщиков может достигать 100 млрд руб., говорит президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), гендиректор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков. По оценке Rerooms, рынок мебели в России составляет 600 млрд руб, из них на долю застройщиков приходится 7,5% (около 45 млрд). Новые квартиры с мебелью, подсчитали эксперты, предлагаются в 46 жилых комплексах (ЖК) Москвы и Подмосковья, 22 ЖК Санкт-Петербурга и области, в пяти ЖК Ростова-на-Дону, восьми — в Екатеринбурге. И нередко это не только кухонная мебель и встроенные шкафы, но и остальные интерьеры, включая кровати, диваны
Меблировка квартир — устойчивый тренд на рынке недвижимости, считает член комитета по строительству «Деловой России», владелец ГК «Удача» Владимир Прохоров. Меблируется до 10% новостроек в России и до 25% в Москве и Санкт-Петербурге. При этом опция встречается во всех сегментах жилья: от массового до элитного. В последние 5−6 лет наблюдается тенденция увеличения доли меблированных квартир в новостройках, отмечает Шестаков. Многие застройщики сокращают или даже полностью отказываются от продажи жилья без мебели. Полностью обставленные квартиры продаются быстрее, а это позволяет застройщикам оперативно возвращать средства в оборот, отмечает эксперт.
Все больше зумеров, по наблюдениям застройщиков, вообще не интересуются индивидуализацией пространств: удобной, практичной и готовой меблировки для них вполне достаточно, рассказывает директор рынков России и СНГ Fam Properties Валерий Тумин. Кроме того, жилье с мебелью интересно тем, кто покупает квартиру как инвестицию — как в России, так и за рубежом. Так, приобретая квартиру в Турции, Индонезии, Дубае в надежде сдавать ее и дороже перепродать в будущем, инвестор не собирается жить в ней и даже не всегда приезжает туда, подписывая документы дистанционно. «Естественно, он заинтересован быстрее начать получать доход от приобретения, и наличие мебели ускоряет этот процесс», — говорит Тумин.
Если ситуация на рынке недвижимости останется стабильной (а это зависит от ключевой ставки ЦБ, программ льготной ипотеки и общего объема строительства), то доля меблировки новостроек может вырасти до 15%, считает Шестаков.
Как отмечает сооснователь Rerooms Дмитрий Борисов, рекорды продаж материалов для ремонта и мебели наступают через два года после рекордных продаж нового жилья. С учетом нынешних сложностей на рынке ипотеки проблемы со сбытом у мебельщиков можно ожидать в 2026—2027 годах.
Застройщики вступают во времена более низкого спроса со стороны покупателей из-за сильнейшего сжатия ипотечных программ, отмечает Борисов. В течение года возможен отказ ряда застройщиков от отделки и меблировки, чтобы значительно снизить стоимость квартиры. Но конкуренция может быть не только ценовой, но и продуктовой — с помощью продукта, отличного от конкурентов. Многие продуктовые решения невозможно скопировать быстро. Поэтому на горизонте 3−5 лет жилье с отделкой и меблировкой останется на рынке у многих застройщиков — как продукт, в котором они не конкурируют с другими игроками рынка.
Тренд на продажу квартир с мебелью, кроме того, несколько стопорится из-за инфляции, отсутствия крупных подрядчиков в этой сфере и проблемы потребительского терроризма, считает Борисов. Также рынок ждет принятия закона о возможности включения мебели в ипотечный кредит. Сейчас такую опцию предлагают обычно лишь крупные застройщики, которые могут договориться с банками об особых условиях, небольшим девелоперам сделать это сложнее.
Для покупателя возможность включения мебели в ипотеку выгодна, так как ипотечные ставки существенно ниже ставок по потребительским кредитам, говорит Прохоров. Застройщики это хорошо понимают, поэтому используют возможность меблировки как дополнительный маркетинговый ход. Обычно застройщик заключает договор с подрядной организацией, которая, в свою очередь, предоставляет сертификат на приобретение мебели. Зачастую строительные компании включают в рендеры (эскизы будущих интерьеров) дизайн-проекты с продукцией контрагента. Таким образом, покупатель может сразу оценить, как будет выглядеть будущая квартира. При этом эта опция не носит обязательный характер и зависит исключительно от желания покупателя. Для самого застройщика тут возникают определенные риски. Меблировка не приносит прибыли строительной компании, но претензии по качеству мебели, сроках доставки
При этом застройщики, предлагая меблировку, как правило, варьируют ее в зависимости от класса жилья. В квартире стоимостью 1 млн руб. никто не будет устанавливать мебель за 2 млн, и наоборот — для элитного жилья стоимостью 20 млн вряд ли подойдет мебель за 200 тыс. руб., отмечает Шестаков.
В стандартном жилье используется типовая мебель, при монтаже которой сложно учесть такие нюансы, как эстетичное подведение большого количества коммуникаций или выверенное расстояние между кухонными шкафчиками и стеной, отмечают в мебельной компании Monze. В комфорт-классе уровень исполнения более высокий по качеству, удобству и визуальной составляющей. Но сама мебель остается типовой. Если это кухня, в набор входит по 4−5 верхних и нижних шкафчиков, из них один с ящиками и, возможно, один под духовку. Остальные — без выдвижных систем и встраиваемых элементов. В ЖК высокого сегмента кухни чаще комплектуют встроенной мебелью. Можно выбрать разные варианты — по высоте, наполнению, конструктиву. В проектах присутствуют угловые шкафчики с большим количеством ящиков и выдвижных систем хранения. Также кухня может быть дополнена шкафами для крупной техники, островом, барной стойкой. В самом бюджетном сегменте традиционно используется ЛДСП, в то время как в квартирах класса «комфорт» и «комфорт плюс» встречается МДФ, шпон, пластик, эмаль с защитой от влаги. В ЖК класса «бизнес» и выше применяются искусственный камень, HPL-пластик, натуральные материалы (природный камень, дерево и пр.).