Первая очередь роботизированного завода по производству крупногабаритных жилых модулей вошла в строй еще в прошлом году, а сейчас готовится к запуску вторая очередь. Во Внуково, где находится новое производство, вчера побывал мэр Москвы Сергей Собянин.
Проект, заложенный в 2019 году концерном «МонАрх», столкнулся на своем пути со многими трудностями. Сначала ковид, потом, когда настала пора поставки оборудования, начались санкции. «Надеюсь, что гигантский проект будет закончен в установленные сроки и, конечно, Москва получит большой объем хорошей качественной продукции», — сказал Собянин. Но новая технология, когда на стройплощадку привозят не бетон, не кирпич и даже не панели, а практически готовые помещения, из которых, как в детском конструкторе, остается сложить дом, уже вошла в столичное строительство. На Сиреневом бульваре, там, где раньше находился знаменитый Черкизон, в частности, готовится к вводу построенный из таких конструкций детский сад на 325 мест. «Для того чтобы собрать здание двух-трехэтажной переменной высоты, нам потребовалось всего 14 дней», — рассказывал корреспондентам «РГ» руководитель проекта Александр Самофалов. А в Северном поселке по этой же технологии возводится 15−23-этажный жилой комплекс из девяти башен. На месте снесенных ветхих домов его начали строить в мае этого года, а в строй по контракту должны ввести уже в будущем году. Это вполне реально, ведь на сборку трехэтажной секции из 20 модулей требуются всего сутки, говорят на заводе. В панельном домостроении на это потребовалось бы втрое больше времени, а при строительстве из монолита — еще больше.
Использование крупногабаритных жилых модулей поможет Москве ускорить программу реновации, увеличить в ее рамках строительство не только жилья, но и школ, и детских садов.
Но модули, сошедшие с заводского конвейера, имеют уже не только окна и двери, но и всю инженерию — трубы водоснабжения, канализации, системы вентиляции. Словом, все то, без чего невозможно сейчас представить любую столичную новостройку. Более того: они даже полностью отделаны — хоть под обои, хоть под покраску. Опасаться, что построенные таким образом дома снова будут похожи, как в знаменитом фильме, не стоит — вариантов отделки фасадов разработаны десятки. «А главное, все это делается не на улице, зимой в мороз, а летом в дождь, а на заводе, в теплых цехах, а значит, гарантирует совсем другой уровень качества строительства», — оценили новшество строители. Для того чтобы создать такое производство, в Москве использовали запатентованные технологии и передовые разработки инженерных бюро чуть не со всего мира — Германии, Италии, Китая, Малайзии и ряда других стран.
Размером модули разные, а значит, и площадь квартир в новостройках из них может быть любой. Самые большие — до 115 «квадратов», что позволяет строить и трех-четырехкомнатные апартаменты. Первый вопрос, который наверняка возникнет у человека непосвященного: а как доставить такой гигантский куб на стройплощадку? Для этого на заводе приобретены специальные грузовики для негабаритных грузов — по всему миру такие используются, например, для перевозки труб для нефтяных резервуаров. Понятно, что днем на московских дорогах подобным махинам не найдется места даже в сопровождении ДПС. А вот ночью, по пустым магистралям, — самое то. По расчетам экспертов, на один дом требуется всего 120−150 ночных рейсов вместо 1000 дневных обычных самосвалов. Значит, в целом дороги будут даже свободнее.
Первая очередь предприятия — это уже работающий экспериментальный завод мощностью до 100 тысяч квадратных метров крупногабаритных жилых модулей. Чтобы понять, много это или мало, скажу: из этих конструкций можно сложить примерно 50 десятиэтажных башен. Но готовится к запуску и вторая основная очередь — в пять раз мощнее, для производства 550 тысяч квадратных метров жилых модулей. «Надеюсь, мы будем иметь честь в следующем году ко Дню города пригласить мэра на ее открытие», — сказал Сергей Амбарцумян, генеральный директор концерна «МонАрха», который выступил инвестором строительства завода и вложил в проект 16 миллиардов рублей. Поблагодарив власти Москвы за помощь в создании завода, для которого город в соответствии с законном о реализации масштабных инвестиционных проектов предоставил без конкурса 24,8 гектара земли, а Фонд поддержки промышленности и предпринимательства выделил 3 миллиарда рублей льготного кредита, Сергей Амбарцумян вспомнил: «Еще два года назад здесь был котлован. И вот уже полным ходом идет монтаж и апробация оборудования, часть которого еще в пути».
Мэр уверен: появление этого предприятия поможет ускорить программу реновации, в рамках которой до 2032 года из домов, идущих под снос, должны переехать в новые квартиры порядка миллиона москвичей. Сейчас в год справляют новоселье примерно 50 тысяч горожан, но в ближайшие год-два Собянин поставил задачу довести ежегодное количество новоселов до 80 тысяч. К тому же реновация в Москве — это не только новое жилье, но и обновление всей городской среды, комплексное развитие вновь создаваемых городских микрорайонов, многие из которых создаются на месте бывших промзон, а значит, нуждаются в новых детских садах, поликлиниках, местах досуга. Так что без городских заказов новый завод точно не останется.
Власти надеются, что свежую струю он вольет и в развитие всей строительной отрасли. После второй очереди планируется запустить еще и третью — по организации на месте собственных строительных материалов. В частности, фасадов, а также оконных блоков. В общей сложности город получит 2,6 тысячи новых рабочих мест, причем все они с высоким уровнем автоматизации труда. А это, в свою очередь, надеется мэр, сократит потребность Москвы в неквалифицированной рабочей силе.
Крупногабаритный модуль изготавливается из тонкостенных ребристых железобетонных элементов. Гидроизоляция покрытия плиты обеспечивает защиту модуля от протечек. Со всех шести сторон модуль имеет теплозащитный слой минераловатной плиты, которая является прекрасным звукоизоляционным и пожаростойким материалом. Модули могут включать систему «умный дом».