Увеличение количества контейнеров и площадок для сбора отходов могут решить проблему их утилизации и снизить число жалоб на качество таких услуг, рассказали aif.ru эксперты. Недостающие средства при этом предложено изыскать не из кармана населения, а из штрафов за экологические нарушения.
Окраска цвета штрафа
«Для достижения целей экологической реформы необходимо развитие системы раздельного накопления отходов, — сообщил глава ППК “Российский экологический оператор” (РЭО) Денис Буцаев. — Без создания и регулярного обновления контейнерных площадок и контейнерного парка это невозможно представить. С контейнерами вопрос в целом решен, но с площадками проблема сохраняется — у муниципалитетов денег на их создание часто просто нет».
По данным Минприроды, только в 2023 году в бюджеты всех уровней поступило около 10 млрд рублей экологических штрафов, а годом ранее 7,6 млрд рублей. С 1 сентября 2022 года эти штрафы являются «окрашенными» — собранные средства направляются только на природоохранные мероприятия региона. Однако покупка контейнеров и обустройство площадок «экологичными» способами траты средств сейчас не считается.
Поэтому ведомством подготовлен законопроект, предлагающий использовать часть средств от экологических штрафов на закупку контейнеров, дефицит которых по-прежнему ощутим. По сведениям ППК РЭО, в 2021—2022 годах благодаря финансированию в размере 2,5 млрд рублей от Правительства России 57 регионов приобрели около 155 тысяч контейнеров для сбора отходов, хотя на старте «мусорной реформы» Минприроды сообщало о нехватке 400 тысяч баков.
По замкнутому кругу
Во многих регионах, благодаря социальной политике и пониманию уровня доходов населения, тарифы на сбор и утилизацию отходов устанавливаются на низком уровне, прокомментировал инициативу заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. Создается замкнутый круг: ограниченное финансирование не позволяет организациям закупать достаточное количество оборудования и контейнеров, а их недостаток влияет на качество услуг, что является проблемой населения.
«Речь идет о привлечении средств на решение тех проблем, что сегодня беспокоит людей: мусорные контейнеры и специально оборудованные площадки, — подчеркнул Кирьянов. — Вместе с тем, нужно понимать, что потребители не готовы платить больше. Не могу сказать, какое точно решение будет принято по инициативе в дальнейшем, но необходимо все внимательно изучить и найти лучший вариант для людей».
Внимание на логистику
Расширение количества контейнерных площадок подразумевает и весьма деликатную тему логистики, предостерегла доцент Финуниверситета при правительстве РФ Евгения Симаева. Например, проблема нехватки контейнеров решается увеличением частоты уборки до пяти раз в неделю вместо обычных трех, что однако приведет к увеличению транспортных расходов.
«Около 40% единого тарифа на услугу по обращению с ТКО в регионах составляет транспортирование отходов, — сообщила юрист. — В свою очередь, расширение числа площадок и емкостей способно определенным образом повлиять на стоимость логистики, поскольку мусор придется вывозить из большего количества мест с использованием дополнительных машин или c дополнительной нагрузкой на имеющиеся. Поэтому настройка всего процесса требует осторожности».
Ранее сообщалось, что в жилых районах с большим количеством площадок для раздельного сбора отходов объем собранных вторичных ресурсов на 60% выше, чем в районах с преобладающим количеством домов с мусорокамерами. Опрошенные эксперты считают, что сортировка мусора перед его утилизацией более выгодна, поскольку требует меньше затрат от регоператора и, тем самым, позволяет замедлить рост тарифов.