Многие семьи обращаются в финансовые организации для оформления займа. Иногда для получения кредита требуется залог, чаще всего недвижимости. Можно ли заключить договор с банком под залог недвижимости без ведома мужа или жены — в материале aif.ru.
Для ответа на этот вопрос обратимся к Семейному кодексу РФ. Согласно пункту 3 статьи 35, для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Как действие закона применяется в судебной практике?
Действия закона на основе гражданского спора объяснил юрист Дмитрий Чикатунов: «Сторона, которая не дала нотариального согласия на участие в залоге недвижимого имущества, не может впоследствии отвечать за действия супруга, о которых ей не было известно. Верховный суд предложил практический механизм разрешения аналогичных споров. С его помощью нижестоящие суды смогут вынести справедливое решение по делу», — рассказал изданию Право.ru юрист.
Речь идет о реальном гражданском споре. Дело в том, что мужчина выступил поручителем по кредиту знакомого индивидуального предпринимателя, для чего заложил дом в банке. Жену в известность он не поставил. Через несколько лет заемщик перестал погашать задолженность по кредиту и исчез. Поскольку обязательства не были исполнены, банк зарегистрировал право собственности на имущество поручителя и попытался выселить семью.
Супруга горе-поручителя обратилась в суд, где просила признать недействительным договор залога недвижимости, применить последствия его недействительности, признать совместно нажитым имуществом жилой дом и земельный участок и выделить каждому супругу по ½ доли в праве собственности. Пятигорский городской суд Ставропольского края иск удовлетворил. Он установил: истица действительно не знала о залоге жилого дома и земельного участка, поэтому договор противоречит ст. 35 Семейного кодекса в отсутствие нотариально удостоверенного согласия супруги.
Ставропольский краевой суд отменил вынесенное решение и принял новое — об отказе в иске. Он пришел к выводу, что для залога совместно нажитой недвижимости не требуется нотариальное согласие другого супруга, поскольку договор залога не является сделкой по распоряжению общим имуществом.
Далее супруга подала жалобу в Верховный суд. Тот решил: спорный договор залога недвижимости подлежал обязательной государственной регистрации, поэтому требовалось нотариально удостоверенное согласие супруги на совершение сделки, которого в деле нет. Верховный суд отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд второй инстанции.