В их числе и объекты, зарегистрированные хозяевами по дачной амнистии, и вновь появившаяся недвижимость, и «потеряшки», которых нет в государственном реестре недвижимости, обнаруженные земельными инспекторами в процессе рабочих проверок.
Собственниками неучтенной земли или объектов капитального строительства не всегда движет злой умысел. Кто-то, к примеру, годами сдает свою дачу, проживая при этом в другом регионе, у кого-то никак не дойдут руки распорядиться полученным годы назад наследством. Хотя встречаются и граждане, которые намеренно живут в недостроях, лишь бы налог не платить. Между тем налоги, собранные с владельцев недвижимости, полностью уходят в местные бюджеты и тратятся на благоустройство и развитие территории. И те 400 с лишним тысяч объектов, поставленные на налоговый учет в прошлом году, по оценке областного министерства имущественных отношений, принесут муниципалитетам порядка 633 миллионов рублей.
В этом году, говорит министр Наталья Адигамова, для поиска незарегистрированных объектов недвижимости будут применены два новшества. Во-первых, распознавать неоформленные земли или объекты недвижимости начнут не только по внешним контурам аэрофотосъемки, но и по космическим снимкам, анализировать данные которых будет искусственный интеллект. «Это значительно облегчит труд наших сотрудников, которые не будут тратить время на рутинные операции», — рассказала Адигамова «РГ». Она объясняет: сейчас специалисты пользуются только картой аэрофотосъемки, на которой указаны контуры зданий и границы земельных участков. Земля в Подмосковье дорогая, поэтому ее собственники, как правило, легализуют сразу. А вот здания на этой земле могут стоять неучтенными. Задача сотрудников министерства — связать кадастровый номер земли с имеющимися на ней постройками. И если на карте контуры постройки есть, а кадастровый номер у нее отсутствует, как и сведения о правах на постройку в ЕГРН или архивных базах муниципалитета, собственнику земли направляется уведомлении о необходимости зарегистрировать объект.
Космоснимки, в отличие от аэрофотосъемки, делаются гораздо чаще.
«Но не все объекты капитального строительства и земельные участки можно идентифицировать по карте», — продолжает Наталья Адигамова. Некоторые земельные участки могут вообще не иметь координат, а некоторые постройки оказаться навесами для машин, теплицами, сараями для хранения лопат и прочей не подлежащей регистрации недвижимостью. Тогда приходится посылать на место инспектора муниципального земельного контроля, который будет сверять карту с действительностью, что называется, в ручном режиме. По факту может оказаться, что той постройки, ради которой инспектор прибыл на место, уже и нет, — последняя аэрофотосъемка в Подмосковье делалась три года назад. Или, наоборот, на участке появились другие объекты, которых нет на карте. А космоснимки все-таки делаются гораздо чаще, чем раз в три года. И искусственный интеллект может сравнивать их, например, раз в полгода, распознавая изменения на земельных участках по контурам объектов. «Считаем, что применение искусственного интеллекта позволит качественнее мониторить и стройки, особенно ИЖС и СНТ», — подчеркивает министр имущественных отношений.
Второе новшество заключается в создании стоимостной карты ВИС, которую ведомство Адигамовой также планирует представить в этом году. Идея заключается в том, чтобы на карте аэрофотосъемки привязать к каждому объекту размер дохода, который он приносит. В зависимости от суммы обозначить его определенным цветом. Тогда сразу можно будет увидеть разницу между двумя идентичными зданиями и попытаться понять, почему один объект работает эффективней другого. Эта карта, конечно, больше рассчитана на коммерческую недвижимость, но с ее помощью проще выявлять незарегистрированные объекты любой категории. Ведь любая зарегистрированная постройка тоже приносит доход — это налог, который ежегодно платит ее собственник. На стоимостной карте здание без дохода обратит на себя внимание в любом случае.