Летом 2020 года спрос на аренду квартир в Москве оказался на 20% ниже, чем в прошлом году. Рантье пока держат цены в надежде на сезонный рост, но не исключено, что переход на удаленную работу кардинально изменит рынок столичной недвижимости: если не будет необходимости приезжать каждый день в офис, люди могут остаться в родных подмосковных городах или даже в сопредельных областях, создавая спрос на жилье там. Неизвестно, будет ли магия Москвы работать и дальше.
С начала пандемии прошло не так уж много времени, а рынок недвижимости очень консервативен, однако перемены видны уже сейчас.
Вот несколько примеров того, как власти городов и стран меняют градостроительную политику в связи с коронавирусом.
Барселона, Испания
По данным Центра переписи населения США, 27% американцев просрочили арендную плату или взнос за ипотеку в июле, пишет издание CityLab. До 31 июля в стране действовал мораторий на выселение неплательщиков, схожие меры принимали и некоторые европейские государства. Но миллионы людей, потерявшие работу в кризис, рискуют лишиться и крыши над головой.
Власти городов пытаются смягчить проблему за счет увеличения количества социального жилья, которое можно сдавать малообеспеченным по низкой цене.
Столица Каталонии давно борется с домовладельцами, которые не хотят снижать цены и предпочитают держать квартиры свободными. Парламент региона в 2016 году разрешил властям принудительно выкупать недвижимость у таких владельцев. Решение было оспорено в суде, но за несколько лет шесть квартир перешли таким образом в собственность города, а четыре сейчас находятся в процессе перехода.
Пандемия заставила мэрию Барселоны ускорить процесс, который по-испански называется expropiacion. Всего в регистре пустующих домов Барселоны 2021 единица. В основном владельцы — банки и другие финансовые структуры. Если квартира пустует более двух лет, собственнику направляют письмо с требованием в течение месяца найти арендатора (вывесить объявление о сдаче в аренду недостаточно). Если арендатор не находится, то город предлагает собственнику передать жилье в социальный наем, а если тот отказывается, то принудительно выкупает объект, причем за 50% рыночной стоимости.
Лондон, Великобритания
«Торговые ограничения замедлят экономику на много лет, — пишет в колонке в издании The Conversation преподаватель архитектуры и дизайна Суинбернского технологического университета (Мельбурн) Норман Дэй. — Огромное количество безработных и людей с низкими доходами не смогут платить за жилье <...> Эти “новые бедные” не смогут позволить себе даже обычного места для проживания, не говоря уже о домах, удобных и для жизни, и для работы».
По мнению ученого, ситуацию должно исправить социальное жилье. А чтобы пополнить его фонд, нужно переделать в жилые дома пустующие офисные центры.
Дэй приводит несколько примеров такой успешной трансформации, один из них в Мельбурне, где под апартаменты переделали высотное здание почты и телеграфа.
Вплотную к этой проблеме подступились власти Великобритании. Премьер-министр Борис Джонсон 30 июня объявил о «самой радикальной реформе в градостроительстве со времен Второй мировой войны». Речь идет о том, чтобы упростить процесс реконструкции заброшенных офисных и торговых помещений в жилье. Программа упрощенного согласования таких трансформаций действует в Великобритании еще с 2013 года, но Борис Джонсон предложил расширить перечень объектов и разрешить сносить существующие дома, если на их месте будет построена жилая недвижимость. Критики программы 2013 года говорят, что в результате трансформации офисов получаются плохие жилые дома — с 16-метровыми студиями, окна которых выходят на одну сторону. Но Джонсон пытается мотивировать девелоперов. По плану новые правила должны вступить в силу в сентябре. Влиятельный Королевский институт британских архитекторов (RIBA) осудил предложения правительства. «Дерегулирование — это не способ обеспечить ввод новых домов», — цитирует главу RIBA Алана Джонса издание Dezeen. Упрощение согласовательных процедур не единственный шаг, который правительство Великобритании предпринимает для запуска строительства доступного жилья. £12 млрд будет потрачено в ближайшие восемь лет, чтобы построить 180 000 единиц жилой недвижимости. Некоторые из объектов попадут в пилотную программу «первый дом» — это означает, что человек, покупающий недвижимость впервые в жизни, сможет получить 30%-ную скидку.
Лиссабон, Португалия
Столица Португалии, как и многие другие любимые туристами города, в последние годы столкнулась с проблемой: владельцы недвижимости предпочитают сдавать ее в краткосрочную аренду по высоким ценам, а горожанам приходится долго добираться на работу из пригородов.
В июне 2020 года, когда поток туристов из-за пандемии упал в разы, мэр города Фернандо Медина огласил новую городскую программу «Гарантированный доход».
Ставки, пишет CityLab, невысокие — от €450 за однокомнатную квартиру до €1000 за полноценный дом. Потенциальные арендаторы — молодые жители Лиссабона.
По данным Thomson Reuters, в Лиссабоне 25 000 квартир зарегистрированы как предназначенные для сдачи в кратковременную аренду, это 8% всего жилого фонда. «Прямо сейчас они не получают ничего, — говорит о владельцах квартир Фернандо Медина в интервью Thomson Reuters. — У нас есть для них предложение». За первые месяцы действия программы в ней зарегистрировалось 188 домовладельцев и 177 желающих снять жилье.