Волшебный микрон, или Тайны очистки московской питьевой воды

25 сентября 2019,источник: Новости Mail

Вода в кране способна удивить москвичей только в том случае, если ее нет, а уж о пути живительной влаги в квартиры и вовсе мало кто задумывается.

Тем временем до попадания в квартиры питьевая вода проходит почти что огонь, воду и медные трубы — то есть, песок, уголь и ультрафиолет. На Западной станции водоподготовки, которой в 2019 году исполняется 55 лет, корреспондент РИА Недвижимость узнала, как очищают питьевую воду для потребителей и какие новейшие технологии применяются в процессе.

Моложе всех

Первые кубометры питьевой воды для жителей Москвы Западная станция водоподготовки подала 7 октября 1964 года. Несмотря на солидный возраст, 55 лет, она считается самой молодой среди подобных городских сооружений. Производительность станции росла в соответствии с развитием южных и юго-западных районов столицы, и уже в 1979 году здесь построили второй блок для сооружений водоподготовки, а станция стала поставлять почти два миллиона кубометров питьевой воды каждый день.

«Со временем нормативные требования к приготовлению и качеству питьевой воды ужесточались, необходимо было строить новые сооружения, где бы применялись передовые технологии, например, озоносорбция и мембранная фильтрация», — рассказывает директор Западной станции водоподготовки Андрей Смирнов.

В 2006 году на станции был построен четвертый блок, который вобрал в себя самые лучшие и современные технологии очистки воды.

Снаружи четвертый блок станции похож на самолетный ангар, но эта иллюзия быстро развеивается, стоит войти внутрь. В помещении с высокими потолками без перерыва шумит вода: стекает в отстойники, проходит через фильтры, течет по водоводам. Автоматизированный процесс очистки не останавливается ни на секунду. Подготовка питьевой воды, по словам Смирнова, проходит в несколько этапов.

«Сначала вода из Москвы-реки в районе деревни Раздоры забирается мощными насосами и по 11 ниткам водовода подается сюда, в четвертый блок. Затем она поступает в первое головное сооружение — смеситель, где перемешивается с необходимыми реагентами: активированным углем, коагулянтами, необходимыми для осветления воды, окислителями и дезинфектантами. Это необходимо для разложения органических соединений в воде», — объясняет директор станции.

Затем вода переходит в отстойник для осветления. Реагенты, замешанные в воду, притягивают к себе все взвешенные вещества, тем самым делая воду чище и светлее — по-научному этот процесс называется «седиментация». После этого воду напитывают озоном и пускают на обработку ультрафиолетом. Процесс по-настоящему зрелищный: блок ультрафиолетовых ламп подсвечивает воду, словно зелье в магическом котле.

После ультрафиолета — очищение с помощью углевых и песчаных фильтров. На финальной стадии вода проходит мембранную ультрафильтрацию: по полым полимерным трубкам поступает сквозь специальные волокна, поры которых не превышают 0,02 микрона.

«На этой стадии вода отфильтровывается до абсолютного состояния, при этом сохраняя свой сбалансированный солевой состав. В этом виде она попадает в резервуар питьевой воды и в дальнейшем поступает потребителю», — рассказывает директор станции.

По всем фронтам

О том, какая вода поступит для очистки из Москвы-реки, на Западной станции узнают за 72 часа. Для этого здесь и на 11 других станциях водоподготовки работают специальные лаборатории, объединенные в Центр контроля качества воды. По словам заведующей западным отделением центра Светланы Григорьевой, именно на основе анализа исходной воды выбираются условия ее очистки.

«Вода до наших смесителей идет почти 18 километров, и на момент ее прихода сюда мы полностью контролируем ее качество.

В лаборатории воду проверяют на 18 основных показателей, среди которых, мутность, цвет, запах, окисляемость, содержание алюминия и железа. Чтобы правильно определить условия очистки воды, необходимо тщательно ее исследовать», — объясняет Григорьева.

Работе на станции заведующая лабораторией посвятила 23 года, почти половину срока существования самого сооружения. За это время Григорьева несколько раз становилась свидетелем ужесточения нормативов, касающихся качества воды.

«У нас сохранился журнал первой смены лаборатории 1964 года, тогда воду измеряли всего по пяти основным показателям. А сейчас их втрое больше!

Конечно, технологии не стоят на месте, в силу того что растут требования к качеству питьевой воды, и лаборатория переоснащается самым современным оборудованием для исследований», — отмечает заведующая.

Лаборатория, как и станция, работает в круглосуточном режиме, по графику контроля питьевую воду, уходящую в город, проверяют раз в 4 часа. Кроме того, здесь же работает автоматическая система, она проверяет воду каждые 15 минут на основные показатели, гарантирующие безопасность для потребителя.

«Мы просто не имеем права выпускать в город воду, не соответствующую стандартам. Она поступает всем жителям Москвы, а это огромное количество людей. Наша главная задача — их безопасность», — заключает Григорьева.

Иностранный обмен

Технологии, применяемые на Западной станции, стали не только предметом гордости «Мосводоканала», но и объектом внимания со стороны иностранных специалистов. Так, в сентябре сооружения станции посетила делегация Берлинского водоканала (Berliner Wasserbetriebe).

«Иностранцы заинтересованы в том, какую работу мы ведем по поддержанию работоспособности наших сооружений, как преподносим свой продукт, какие технологии применяем и даже какую кадровую политику ведем для привлечения молодых специалистов», — делится опытом директор станции.

Член делегации Томас Фолльмар подтверждает: профессиональный опыт «Мосводоканала» — один из ярких примеров успешной работы в отрасли водоподготовки, а на московских объектах уже применяются технологии, которые еще не дошли до Берлина.

«Например, технология мембранной фильтрации у нас на данный момент находится в зачаточном состоянии. Наше сотрудничество с “Мосводоканалом” — хорошее подспорье для обмена опытом и взаимного развития, тем более что мы сотрудничаем уже больше 10 лет. Приятно видеть, что и предприятия, и Москва в целом, как город, продолжают развиваться и становиться лучше», — отмечает Фолльмар.

Читайте также