ГородМестаИнтерьерыКвартира дняЛайфхакиЖизнь за городом

От Павлика до Белки по прямой: народная топонимика Москвы и где она обитает

7 января 2019,источник: РИА Новости

«Идем на Патрики, потом — в ПГ» — у неподготовленного туриста подобная фраза наверняка вызовет недоумение. Зато москвичи не только с легкостью генерируют новые городские прозвища, но и ориентируются в них на зависть любому. В подборке РИА Недвижимость рассказываем, какие существуют народные топонимы и где искать Павлика и Ярика.

Один из основных законов языка — его стремление к экономии. Ежегодно в нашу речь закрадываются все больше сленговых словечек и сокращенных выражений. В таком динамичном городе, как Москва, языковая, а значит и временная экономия зачастую дороже денег. Поэтому не стоит удивляться, если Белорусский вокзал в разговоре с москвичом превратится в Белку. Под радиус действия прозвища попадает и сам вокзал, и метро, и прилегающая территория, включая недавно благоустроенную площадь Тверской Заставы.

Достойную компанию Белке составляют еще два московских вокзала, известных в народе как Павлик и Ярик — Павелецкий и Ярославский соответственно. «Под раздачу» попал и Савеловский — с легкой руки народа стал Савком (именно через «а»), Савелой и даже Савельником. Опасное прозвище «Курок» досталось Курскому вокзалу. Без широко известной клички остался только Казанский, но зато он — часть знаменитых «трех вокзалов».

В Москве есть только одно место, где специальным знаком запрещается разговаривать с незнакомцами, и это — Патриаршие пруды. Для своих коротко и ясно — Патрики.

Среди горожан ходит шутка, что Патриаршие становятся Патриками с заходом солнца, когда вместо степенных пенсионеров и собачников туда набегает молодежь: посидеть на обновленных лавочках, полюбоваться чистым прудом и заглянуть в бар

.

Кличку придумали и для Чистых прудов — Чистяки или Чистые, кому как больше нравится. Кстати, любопытно, когда-то эти самые пруды были «погаными», а теперь это излюбленное место для гуляний, особенно зимой, когда по всему Чистопрудному бульвару установлена красочная новогодняя иллюминация.

Аббревиатура — еще один способ сократить красивое, но громоздкое название. Яркий пример — известный всем москвичам ХХС. И нет, это вовсе не римская цифра, а очень даже Храм Христа Спасителя, только в укороченном варианте. На заметку: в общении с туристами употреблять такое сокращение не стоит — искать достопримечательность гости столицы явно будут дольше нужного.

Один из ближайших соседей ХХС тоже обзавелся собственной аббревиатурой. С легкой руки жителей Парк культуры и отдыха имени Максима Горького превратился в ПГ. За кратким названием скрываются огромные возможности: летом сюда приходят отдыхать на обновленной Крымской набережной, которая стала частью длинного благоустроенного пешеходного маршрута вдоль Москвы-реки, заниматься спортом, а зимой — кататься на коньках под зажигательную музыку и любоваться новогодними инсталляциями. Так что если вас зовут «гулять в ПГ» — соглашайтесь, море впечатлений обеспечено.

Необычные многоквартирные дома на Новом Арбате уже давно не называют иначе чем «книжки». В праздники на их медиа-фасадах проигрываются тематические яркие ролики, транслируются поздравления и световые открытки. За просмотром такой красоты порой легко забыть, что внутри действительно живут люди. Но они, как суслик из знаменитого анекдота, там есть. Называют их «книжниками» или нет, пока неизвестно.

Из-за необычной инсталляции на крыше здание Российской академии наук за время своего существования как только ни называли — от «одеколона» до «золотых мозгов». Справедливости ради, конструкция на крыше действительно напоминает переплетения мозговых извилин, зато издалека привлекает внимание горожан и туристов. Кстати, если уж вы подобрались посмотреть на «мозг» поближе, не поленитесь зайти на смотровую площадку у РАН — с нее открывается один из лучших видов на похорошевшие после благоустройства городские набережные.

Клички в Москве получают не только отдельные улицы, здания или достопримечательности, но и целые районы. Часто о тайных именах знают только их жители, но некоторые все-таки становятся достоянием всего города.

Например, район Бирюлево (и Западное, и Восточное) местные предпочитают называть «Бирюлями» или пафоснее — «Беверли». А соседнее Орехово-Борисово нередко превращается в Орехово-Бананово или Орехово-Горохово.

Впрочем, что говорить о районах, если вся Москва целиком может похвастаться десятком кличек: Мос-Вегас, Белокаменная, Златоглавая, Нерезиновая, Третий Рим, и это далеко не все! Город, как многоликий Янус, обрастает новыми прозвищами на протяжении многих столетий, и каждое из них привносит в Москву что-то особенное.

Читайте также