Девелоперы обустраивают в домах кинозалы

Частные кинозалы все чаще будут делать девелоперы в жилых комплексах бизнес-класса. Такие помещения будут развиваться, тогда как классические кинотеатры переживают сложные времена.
кинозал
Источник: Freepik

В 11% строящихся жилых комплексов бизнес-, премиум- и элит-сегментов в столице (в 19 из 175) девелоперы закладывают частные кинозалы, подсчитали аналитики консалтинговой компании NF Group и девелопера PIONEER. Лишь в одном предполагается открыть настоящий кинотеатр в торгово-развлекательном центре, входящем в жилой проект.

Чаще всего кинотеатры включены в состав внутренней инфраструктуры жилых комплексов, доступной исключительно для жителей. В единичных проектах включен общедоступный формат в рамках коммерческой инфраструктуры. Девелоперы по-разному обозначают формат этого помещения. Где-то это просто кинозал, в других проектах — мини-кинотеатр в детской игровой комнате, в третьих — кинотеатр под открытым небом или кинотеатр на крыше либо relax-гостиная с возможностью просмотра кино.

«Для девелопера это — способ выделить свой проект на фоне остальных и создать еще одно комьюнити-пространство. Частные кинотеатры, безусловно, являются определенным преимуществом для резидентов», — поясняет коммерческий директор компании PIONEER Алиса Шишнина. «К новым проектам покупатели предъявляют высокие требования и особенно ценят клубную инфраструктуру, рассчитанную только на жителей и их гостей. Это могут быть коворкинги, клубы для детей и подростков. Также распространены частные фитнес-клубы и beauty-зоны, куда можно пригласить своего стилиста или парикмахера. Здесь все зависит от концепции жилого комплекса. Наличие кинотеатра — это также дополнительная ценность, которая при этом не является ценообразующим фактором», — отмечает топ-брокер Whitewill Екатерина Левина.

В летнем кинотеатре одного из премиальных домов, к примеру, помещение оснащено профессиональным оборудованием и акустической системой, есть удобные диваны и пледы, рассказывает СЕО сервисной компании «Азбука» (ГК «Железно») Татьяна Демина. Программу показов курирует сервисная команда, учитывая пожелания жителей. Это могут быть приватные показы (жители самостоятельно выбирают фильмы и приглашают гостей, а консьерж-сервис обеспечивает техническую поддержку), тематические показы с совместным просмотром фильмов, специальные события — встречи с экспертами в области кино. Показы обычно бесплатны для жителей, стоимость включена в тариф за проживание, но доступ на встречи с экспертами проводится за отдельную плату.

Аудитория больших многозальных кинотеатров торговых центров отличается от посетителей небольших частных, говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. Первый — скорее, массовый сегмент, а в частные камерные кинотеатры ходят, в основном, жители ближайших домов или ценители комфортного просмотра. Соответственно, различаются и качество картинки и звука. Для жилых районов это, скорее, возможность разнообразить инфраструктуру проекта и дать больше сервисов жителям. «Думаю, что эти кинотеатры будут умеренно развиваться, в отличие от больших массовых кинотеатральных сетей, которые последнее время находятся в сложном положении», — говорит Люлин.

В торговых центрах столицы, открытых с 2023 года, не открылось ни одного нового кинотеатра, отмечали ранее аналитики IBC Real Estate. В стабилизированных торговых центрах их доля достигает 7%. «Еще несколько лет назад кинотеатры были одной из ключевых точек притяжения трафика в ТЦ. Однако развитие стриминговых сервисов, санкционные ограничения и другие факторы стали причинами для постепенного сокращения в ТЦ числа кинотеатров», — отмечают в компании. При этом основной категорией арендаторов в новых ТЦ являются игроки категории «спортивные пространства» — их доля превышает 20%. И именно фитнес-клубы часто занимают площади бывших кинозалов в реновированных советских кинотеатрах, поскольку они имеют похожие технические требования и увеличивают посещаемость объектов.