
Во время же спонтанных прогулок в незнакомых районах сразу повышается вероятность заблудиться. Здесь на помощь приходит навигация — не только онлайн-карты, но и городские указатели. Как они помогают горожанам и туристам чувствовать себя комфортно в новых локациях, читайте в материале РИА Недвижимость.
По всем направлениям
В огромном мегаполисе, где ежедневно спешат по своим делам несколько миллионов людей, велик шанс потеряться или не найти нужное место. Поэтому единая система пешеходной навигации крайне необходимая вещь даже в наш цифровой век. С каждым годом информационных указателей становится больше. Только в текущем году специалисты комплекса городского хозяйства Москвы установили около 2,6 тысячи новых домовых и городских указателей. Они помогают москвичам и гостям столицы быстро найти нужный адрес, дорогу к ближайшей станции метро, МЦК или МЦД, больнице, театру, школе или другому объекту.
При этом на транспортных объектах в последние годы появился новый формат электронной навигации. Например, в начале 2025 года более 70 современных цифровых указателей установили на станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии метро и в терминале № 1 транспортно-пересадочного узла «Нижегородская». Технологии позволили расширить функционал элементов навигации: теперь они подсказывают номера маршрутов наземного транспорта, которые проходят рядом с тем или иным выходом из метро.
Процесс внедрения современных указателей в городе идет более десяти лет — с тех пор, как была принята единая система навигации, которую разрабатывали специалисты созданного в 2012 году Московского аналитического центра (МАЦ). Они тщательно изучили различные предложения о размещении, количестве и информационной составляющей навигационных табличек. В итоге была создана единая структура навигации, а городские знаки разделили на несколько основных групп: домовые указатели с наименованием улиц, проспектов, переулков, с номерами домов, а также городские указатели с информацией о культурно и социально значимых объектах города — театрах, больницах, школах, музеях, парках.
Важным пунктом стало цветовое решение для элементов адресной навигации. Темно-синий фон и белый цвет для основного текста и пиктограмм органично встраиваются в архитектурно-пространственную среду города, такая цветовая схема достаточно контрастна и не перекликается с элементами дорожных знаков (кроме информационных) и не отвлекает водителей. Чтобы не создавать проблем участникам дорожного движения, в навигационной схеме Москвы практически не используются яркие красные и зеленые цвета, характерные для светофоров.
Еще одним преимуществом бело-синей гаммы является ее практичность в повседневной эксплуатации. Темный фон панелей световых коробов, устанавливаемых на домах, не дает пятен засветки, в отличие от своих светлых аналогов.
Дополнительный плюс цветового решения, в котором оформляется современная московская навигация, — соответствие культурно-историческим традициям столицы. В процессе исследовательской работы специалисты выяснили, что именно синий цвет был основным на домовых указателях Москвы
Элементы городской навигации значительно упрощают передвижение по городу и за счет всестороннего охвата облегчают поиск нужного объекта столичной инфраструктуры. Домовыми указателями нового типа снабжаются все здания и объекты в городе. Их вешают на видном месте на фасаде, не нарушая эстетического облика дома. Нумерация домов ведется строго по порядку, что минимизирует риск путаницы.
Кроме того, указатели на домах Москвы оснащены современной светодиодной подсветкой, которая делает их хорошо видимыми и читаемыми в темное время суток. После установки указателей специалисты Московского аналитического центра в сфере городского хозяйства передают их балансодержателям, которые проводят необходимый ремонт.
Ориентация в пространстве
Разумеется, транспортную составляющую в рамках новой концепции тоже учли. Первая автобусная остановка с современной навигацией появилась в столице в 2015 году. Тогда же на реконструированных улицах начали устанавливать пешеходные стелы с картами города. Активно внедрять новую навигацию стали с 2016 года — информация для пассажиров размещается в метро и на остановках, а также на улицах. Носители со схемами и картами стали появляться и на транспортно-пересадочных узлах и крупных хабах.
Навигация выстроена таким образом, чтоб в городе мог сориентироваться человек, который плохо знает столицу. В частности, уличные указатели спроектированы с учетом места, где человек находится. На картах оно обозначено значком «Вы здесь». Сами карты ориентированы по направлению взгляда: все, что изображено справа, также находится справа от человека. Для тех, кто привык строить маршрут по сторонам света, имеется указатель «На север». На картах отмечен круг пятиминутной доступности — он показывает, что находится рядом с текущим местоположением.
По мере развития новой системы навигации на городских указателях появились и QR-коды. Чаще всего они имеют определенную тематику и относятся к тем зданиям, в которых жили герои Великой Отечественной войны, а также к памятным местам военных лет. Если навести смартфон на QR-код, то появляется ссылка, ведущая на сайт с кратчайшим маршрутом к дому или памятнику и описанием военных подвигов героев. Также в Москве были внедрены QR-коды, ведущие к домам людей, которые внесли большой вклад в развитие авиакосмической отрасли, освоение Арктики, становление театрального искусства, вошли в историю благодаря географическим открытиям.