
Из забытой богом деревни в Калужской области — в центр притяжения ценителей современного искусства. Преображение Никола-Ленивца началось в 2000 году с идеи художника Николая Полисского вписать искусство в природный ландшафт. Сегодня на территории арт-парка разместились десятки удивительных объектов. Но особый интерес представляют те, что позволяют не просто любоваться искусством, а буквально жить внутри него.
1. Экстремальное жилье для скейтеров
Арт-группа «Алыча» (2017)

Необычный дом построен вокруг мини-рампы, что позволяет кататься на скейтборде прямо в помещении. Интерьер напоминает подростковую комнату мечты: граффити на стенах, гамак из канатной сетки и даже люстра, собранная из старых досок. «Штаб» спрятан в лесу, так что найти секретную локацию — уже само по себе приключение.

2. Вертикальный размышлятор
АБ Katarsis (2023)

Деревянный обелиск высотой 9 метров был возведен в рамках фестиваля «Архстояние» в 2024 году. Дом «Катарсис» символизирует цикличность человеческого бытия: нижний ярус предназначен для повседневных дел, а верхний – для созерцания звезд через небольшое потолочное окно.

3. Металлический гигант среди деревьев
Сергей Кузнецов (2021)

12-метровая зеркальная труба весом 12 тонн может показаться чужеродным элементом в природном окружении арт-парка. Однако главный архитектор Москвы, воплотивший проект «Русское идеальное», знал, как вписать подобный объект максимально гармонично. Зеркальные металлические бока трубы, которая словно парит в воздухе, отражают природный рисунок окружения и сливаются с местностью, становясь с ней единым целым.

4. Роскошный скворечник для людей
Михаил Скворцов (2023)

Метафора птичьего жилища воплотилась в реальный гостевой «Дворец-скворец» в Никола-Ленивце, сохранив узнаваемый силуэт традиционного скворечника. Увеличенная копия птичьего домика предлагает необычный опыт проживания на природе. Несмотря на компактные размеры, внутри есть все необходимое для комфортного отдыха компанией или семьей.

5. Автобус-трансформер
Юрий Муравицкий и Рустам Керимов (2017)

Переделанный советский автобус ПАЗ превратился в мобильный дом-театр для четырех человек, получивший название «Кибитка 32 053». Полностью прозрачная боковая стена с красным занавесом позволяет жильцам самим решать, превратить ли свою повседневную жизнь в публичный перформанс или скрыться от посторонних глаз.

6. Воздушный сквот будущего
Арт-группа «Алыча» (2023)

Футуристичный проект «Воздухопровод» представляет собой своеобразную вентиляционную шахту, через которую богачи будущего будут получать доступ к чистому лесному воздуху. А жители домика могут почувствовать себя партизанами, «ворующими» этот ценный ресурс.

7. Загадочный куб у воды
Архитектурное бюро «Хвоя» (2017)

Минималистичное сооружение без окон поначалу может вызвать только недоумение — ну разве кому-то захочется жить в деревянной коробке, куда не проникает солнечный свет? Однако недостаток стенных проемов компенсируется прозрачной надстройкой на крыше, где вечерами мерцает настоящая люстра. Днем «Дом с люстрой» выглядит как арт-объект, а с наступлением темноты становится источником света и своеобразным маяком для посетителей парка.

8. Бетонная крепость, суровая снаружи и теплая внутри
Александр Бродский (2018)

Внешний вид дома — хорошо знакомые нам советские бетонные заборы, подарившие название объекту: «Вилла ПО-2». Строение представляет собой размышление автора на тему того, как итальянские палаццо мог бы вообразить человек, никогда в жизни не покидавший Советский Союз и оперирующий имеющимися у него в распоряжении визуальными элементами. Серое здание кажется почти неприступным, однако внутри находиться более чем комфортно. За уют отвечают деревянная отделка и даже настоящий камин. Вилла выглядит компактной, однако это лишь иллюзия: одновременно здесь могут разместиться до 12 человек.

9. Архитектурный коллаж над оврагом
Алексей Лука (2020)

Фасад «Дома-антресоли» собрали из найденных поблизости старых дверей, ворот и фрагментов заборов. Получилось яркое лоскутное сооружение, которое словно вросло в окружающий пейзаж, сохранив память о предыдущих жизнях этих материалов.

Никола-Ленивец продолжает доказывать, что граница между искусством и повседневностью может быть очень условной. Здесь не просто создают необычные дома – здесь переосмысливают саму концепцию жилого пространства.