
Документ внесен группой депутатов во главе с вице-спикером Госдумы Алексеем Гордеевым. Они обращают внимание, что правовое регулирование отношений в сфере садоводства и огородничества фактически осуществляется различными законодательными актами и носит «рассогласованный характер», а терминология не является единообразной. Законопроектом предлагается устранить этот пробел.
«Законопроект предлагает масштабные и системные изменения в правовом регулировании садоводства и огородничества для собственных нужд. Его разработка обусловлена необходимостью устранения накопившихся терминологических расхождений, внутренних противоречий и неопределенностей, а также стремлением привести соответствующие нормы к более согласованному и логичному виду», — пояснил журналистам председатель комитета Сергей Гаврилов. При этом одним из важных изменений стало уточнение того, что можно строить и размещать на территории садоводческих участков, отметил он.
«Теперь прямо говорится, что инфраструктура таких участков может включать не только системы подачи воды, электричества, газа и канализации, но и различные постройки — как капитальные, так и временные. К таким объектам отнесены, например, бани, сараи, теплицы, навесы, погреба, летние кухни и другие хозяйственные строения. При этом специально оговаривается, что если, скажем, погреб встроен в жилой дом, то он не считается отдельной постройкой. Это позволяет избежать путаницы при оформлении участков и домов, а также при постановке на кадастровый учет», — пояснил депутат.
Определение общего имущества в товариществах также конкретизируется: к нему предлагается относить объекты инфраструктуры (электроснабжение, водоотведение и прочее), а также дороги, ворота, заборы, площадки, очистные сооружения
«В блоке ограничений использования земель четко устанавливается, что территории садоводства и огородничества не могут формироваться на землях, признанных сельскохозяйственными угодьями, и в зонах, где такой вид деятельности прямо запрещен градостроительными регламентами. Это предотвращает практику неправомерного освоения земель», — продолжил глава комитета.
Кроме того, уточняются основания для предоставления участков без торгов — например, членам садоводческого товарищества в границах территории, предусмотренной проектом межевания. Также регламентируются случаи заключения договоров безвозмездного пользования с товариществами, определяется методика расчета предельных размеров участков, включая обязательное выделение 20−25% площади под земли общего назначения.