
Мотособаки представляют собой доступный зимний мототранспорт, предназначенный для эксплуатации вне дорог общего пользования. Мы составили рейтинг из 12 лучших мотобуксировщиков в 2025 году, опираясь на характеристики двигателя, типы привода и подвески, ширины гусеницы и системы запуска. Также учитывали отзывы покупателей и советы от эксперта.
Критерии составления рейтинга
В отличие от снегоходов, мотобуксировщик обладает базовой комплектацией и простой конструкцией. Техника представляет собой сцепку, включающую гусеничный буксировщик и сани, где размещаются водитель и груз. Сейчас на рынке разнообразный выбор моделей от российских и зарубежных производителей.
При составлении рейтинга опирались на важные технические параметры мотособак и выделили главное:
мощность двигателя;
тип привода;
ширина гусениц.
Двигатель влияет на тяговые усилия и скорость. Чаще всего встречаются моторы с диапазоном мощности от 6 до 15 л. с., однако самые тяжелые и проходимые модели могут иметь двигатели до 20 л. с.
Низкая мощность. Легкие и компактные мотобуксировщики чаще всего оборудованы двигателями мощностью до 9 л. с., которые справляются с простыми хозяйственными задачами по несложному рельефу, например, по открытым, ровным заснеженным участкам.
Средняя мощность. Наиболее популярны модели средней мощности от 9 до 15 л. с., предназначенные для преодоления умеренных препятствий, таких как лесные массивы, глубокий снег с небольшими грузами.
Высокая мощность. Для более сложных условий, включая поездки с несколькими пассажирами, перевозку крупных грузов или движение по горам, применяются мощные двигатели свыше 15 л. с.
Тип привода указывает на размещение двигателя. Производят заднеприводные и переднеприводные модели.
Задняя компоновка. У мотособак с таким размещением двигателя хорошая проходимость по глубокому снегу и способность вытаскивать застрявшие транспортные средства. Но управляемость у них немного хуже, чем у мототехники с передним приводом. Ведущий вал, расположенный сзади, хорошо защищен от механических повреждений.
Передняя компоновка. Мотособаки обладают лучшей маневренностью и управляемостью. Однако их проходимость по глубокому снегу уступает заднеприводным вариантам. Большинство производителей отдают предпочтение переднему приводу благодаря его лучшим эксплуатационным качествам.
Ширина гусениц влияет на проходимость и устойчивость мотобуксировщика.
Узкие гусеницы. 380—500 мм подойдут для плотной снежной трассы и легких маршрутов. Обеспечивают лучшую маневренность, но на глубоком снегу теряют свою эффективность.
Широкие гусеницы. 500 мм и более лучше использовать для глубокого снега и сложных условий. Широкие гусеницы гарантируют высокую проходимость и стабильность на рыхлой поверхности.
Подвеска определяет уровень комфорта при управлении и проходимости мотобуксировщика. Существует три основных типа подвесок:
Катковая. Гусеницы опираются на опорные катки, что гарантирует хорошую проходимость по снегу и мягким грунтам. Этот вид подвески подходит для всесезонного использования.
Склизковая. Гусеница в этой конструкции опирается на специальные полозья — склизы. Такая подвеска отличается простотой и низкой стоимостью, но предназначена исключительно для передвижения по утрамбованному снегу.
Комбинированная. Используется независимая подвеска спереди и катковая сзади. Это сочетание обеспечивает превосходную управляемость и проходимость в любых условиях.
Иван Дидин, путешественник, блогер, организатор экспедиции на мотобуксировщиках «Байкал от края и до края», считает, что разделение мотособак по видам довольно условное, потому что любой из мотобуксировщиков представляет собой тягач на гусеничной основе.
— Основные различия между разными моделями заключаются в двух факторах. Первый — по расположению водителя. Второй — по ширине гусеницы и мощности двигателя.
Иван Дидин отмечает, что по расположению водителя есть две основные разновидности мотособак:
1. Буксировщик-толкач. Водитель располагается впереди, а гусеничное устройство толкает сани сзади. Это наиболее проходимая конфигурация, поскольку санки предварительно уплотняют снег, облегчая движение мотобуксировщика. Такой подход делает эту модель идеальной для глубокого снега. Модуль-толкач требует разборки и сборки, что делает его менее удобным для транспортировки.
2. Буксировщик-тягач. Более распространенный вариант, когда гусеничное устройство с двигателем находится впереди и тянет за собой санки. Тягачи проще в обслуживании, их легче перевозить, так как можно разместить мотобуксировщик прямо в санях. Мотособака-тягач дешевле, потому что модуль-толкач — это дополнительная опция к мотобуксировщику.
— Теперь поговорим о мощности двигателя, — продолжает эксперт. — Она варьируется от 7 до 21 л. с. Существуют микробуксировщики с двигателем от 7 до 10 л. с. Как правило, они компактные, у них гусеницы шириной 380 мм, подходят для перевозки одного человека и небольшого рыбацкого инвентаря. Оптимальный вариант по мощности — это двигатель от 15 до 20 л. с. Это уже нормальные рабочие буксировщики с шириной гусеницы 500 или 600 мм. Они способны преодолевать глубокий снег и перевозить большие грузы.
— Когда мы ходили в экспедицию, наши буксировщики — с двигателями на 15 или 20 л. с. — тянули за собой не только водителя, но и по 400—500 кг груза в санях, — вспоминает путешественник. — Обычный снегоход, конечно, мог бы потянуть такой вес, но это рискованно: ремень сильно нагревается, а сцепление испытывает повышенную нагрузку. Поэтому снегоходы редко используются для перевозки больших грузов. А вот мотобуксировщики отлично справляются с такими задачами. Если вы планируете поездку на несколько дней, например, в лес или на рыбалку, или с вами едет группа людей, или нужно взять много вещей, то буксировщик мощностью от 15 л. с. — это идеальный выбор.
Рейтинг лучших мотобуксировщиков для зимней рыбалки
Эксперт считает, что для рыбалки подойдут микробуксировщики с двигателем от 7 до 10 л. с.
— Эти модели популярны у рыбаков-одиночек, для поездки на рыбалку на 1—2 дня или перевозки небольшого груза. То есть перед рыбаками стоит задача — просто доехать до лунки. Преимущества маленьких мотособак — компактность и легкость. Их можно загрузить в багажник обычного автомобиля и спокойно транспортировать. И тогда не нужно никаких специальных прицепов и дополнительных способов перевозки. Это огромный плюс. Но и главный минус — небольшая мощность, с собой не увезешь много вещей, по глубокому снегу они едут с трудом, потому что у них небольшие ширина гусеницы и мощность двигателя.
1. БЕЛКА - 8

У гусеничной буксировочной машины классическая конструкция: она включает тягач, соединенный с санями-волокушами. В основе — два ключевых элемента: гусеничный тяговый механизм и седельный модуль, состоящий из саней и специального сиденья. К важным преимуществам относится наличие съемного седельного модуля, который легко собирается и разбирается благодаря шплинтовым соединениям. Это позволяет быстро присоединять или отсоединять его всего за несколько секунд.
Особенность модели заключается в том, что вес водителя помогает прижимать гусеницу к поверхности снега, улучшая сцепление и предотвращая пробуксовку. Также предусмотрена возможность управления буксировщиком ногами благодаря раскладным подножкам, расположенным на тяговом модуле. Несмотря на свою компактность, техника способна перевозить значительные грузы. В комплект входят сани.
По отзывам, мотобуксировщик довольно тяжелый, но собрать его несложно. Сборка качественная, аккуратная, масла залиты, все регулировки выполнены. Но пользователи отмечают, что на морозе техника тяжело запускается.
Основные характеристики
Двигатель | LIFAN 170FT-R, четырехтактный с воздушным охлаждением, 8 л. с., 212 см³ |
Система запуска | Ручной стартер |
Привод | Передний |
Ширина гусеницы, мм | 380 |
Подвеска | Катковая |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Компактность
Доступная цена
Легко разбирается
В комплект входит седельный модуль
Минусы:
Только для езды по утрамбованным снежным трассам
Аккумулятор нужно покупать отдельно
Где купить
2. РЫБАК PKD 1430 ММ

Мотобуксировщик оснащен четырехтактным двигателем мощностью 9 л. с., способным развивать скорость до 40 км/ч. Может транспортировать грузы массой до 300 кг в санях и на багажной площадке. Рабочий объем двигателя составляет 270 см³. На мотобуксировщике используется монолитная резиновая гусеница шириной 500 мм. Эта модель справляется с глубоким снегом, снежными заносами, сугробами и болотистыми участками.
По отзывам, мотособака неплохая, вполне справляется со своими задачами.
Основные характеристики
Двигатель | LIFAN 170FT-R, четырехтактный с воздушным охлаждением, 9 л. с., 270 см³ |
Система запуска | Ручной стартер |
Привод | Передний |
Ширина гусеницы, мм | 500 |
Подвеска | Катковая |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Маневренность на сложных участках
Надежность, простота в обслуживании и легкость ремонта
Удобство использования и перевозки
Минусы:
Не представлен на маркетплейсах
Мало отзывов
Где купить
3. POMOR X1

Одной из ключевых особенностей модели — высокая проходимость. Продуманная система управления обеспечивает комфорт во время поездок. Модель оборудована современными системами защиты и контроля, что позволяет минимизировать риски во время эксплуатации. Наличие надежных тормозов и устойчивой конструкции гарантирует стабильность на любых маршрутах. Подшитые сани-волокуши уже включены в комплект.
Покупатели отмечают надежность и высокое качество модели, ее компактность — помещается в обычный легковой автомобиль. Управление интуитивно понятное. Возможность дополнительно модернизировать конфигурацию. Есть сервисный центр.
Основные характеристики
Двигатель | Четырехтактный воздушного охлаждения, 6,5 л. с., 200 см³ |
Система запуска | Ручной стартер |
Привод | Передний |
Ширина гусеницы, мм | 380 |
Подвеска | Катковая |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Доступная стоимость
Современные системы защиты и контроля
Высокая проходимость
Специальная подмоторная плита наклонного типа
Минусы:
Стоимость в разных магазинах может значительно отличаться
Не указана марка двигателя
Где купить
Рейтинг лучших мотособак для глубокого снега
«По моему опыту, в очень глубоком снегу, который по пояс, мотобуксировщик-толкач идет легко. Если нужно брать мотособаку для глубокого снега, для передвижения по снежной целине, то именно такой буксировщик предпочтителен», — делится опытом Иван Дидин.
1. Бурлак 600 LT

Техника способна уверенно двигаться по глубокому снегу. Преодолеть любые препятствия благодаря широкой 600 мм монолитной гусенице и одноцилиндровому двигателю мощностью 20 л. с.
Согласно отзывам, мотобуксировщики этой марки имеют низкое качество сборки, требуют доработки, мотор остается открытым, отсутствует таран, а электропроводка нуждается в замене.
Основные характеристики
Двигатель | Lifan 182-192-2 FD, четырехтактный с воздушным охлаждением, 20 л. с., 460 см³ |
Система запуска | Ручной |
Привод | Передний |
Ширина гусеницы, мм | 600 |
Подвеска | Катковая |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Наличие фаркопа от снегохода «Тайга»
Ободы катков из эластичной термостойкой резины
Отсекатель снега
Минусы:
Высокая стоимость
Не представлен на маркетплейсах
Аккумулятор необходимо приобретать отдельно
Где купить
2. Богатырь 15 Е. ДВС KOIRA

Мотособака оснащена двигателем мощностью 15 л. с. и вариатором «Сафари». Это обеспечивает легкость управления и надежность. Модель комплектуется ручным стартером, позволяющим завести мотор одним движением, а также системой аварийной остановки и яркой галогеновой фарой 56 Вт. Управление всеми функциями осуществляется через блок кнопок на рукоятке. Благодаря конструктивным решениям, таким как мягкая подвеска с шестью крупными колесами и гусеница Composit 500, мотособака демонстрирует высокую проходимость. Может подниматься в гору с уклоном 30—35° и преодолевать снежные заносы. Толкач идет в комплекте.
Покупатели пишут, что мотобуксировщик способен тянуть груз до полутонны, прост в обслуживании. Но при этом указывают на проблемы с электростартером. Заявленная продавцом максимальная скорость в 40 км/ч сильно завышена — на практике мотособака развивает лишь 27—30 км/ч без нагрузки.
Основные характеристики
Двигатель | Lifan или Loncin, четырехтактный воздушного охлаждения, 15 л. с., 420 см³ |
Система запуска | Электростартер, ручной стартер |
Привод | Передний |
Ширина гусеницы, мм | 500 |
Подвеска | Катковая |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Алюминиевые колеса с резиновым ободом
Прочность и долговечность
Минусы:
Высокая стоимость
Аккумулятор и комплект поставки не входит в стоимость
Большой вес
Где купить
3. Мужик М500 СТАНДАРТ

У мотособаки четырехтактный двигатель, который способен разогнать машину до скорости 55 км/ч. Может транспортировать груз общим весом до 750 кг на санях и багажной площадке. Рама мотобуксировщика изготовлена из цельного листа стали толщиной 3 мм с применением технологии лазерной резки. Отсутствие сварных швов и продуманная геометрия делают раму прочной и жесткой, увеличивая ее долговечность и сопротивляемость ударным нагрузкам.
Увеличен угол атаки, что позволяет справляться с глубокими снежными заносами. Ведущий вал снабжен самоцентрирующимися подшипниками, которые можно смазывать без демонтажа. Рулевое крепление расположено над платформой, повышая управляемость. Модель оснащена светодиодной фарой.
Владельцы пишут, что для хозяйственных нужд мотобуксировщик полезен — он крепкий и продуманный. Сцепление хорошо работает, двигатель мощный. Но кто-то жалуется на качество сборки и высокий уровень шума.
Основные характеристики
Двигатель | Lifan, четырехтактный с воздушным охлаждением, 9 л. с., 270 см³ |
Система запуска | Ручной стартер, электростартер |
Привод | Передний |
Ширина гусеницы, мм | 500 |
Подвеска | Катковая или подпружиненные склизы на выбор |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Сани в подарок
Увеличенный угол атаки при глубоких снежных заносах
Грузоподъемность до 750 кг
Минусы:
Необходимы доработки
Высокий уровень шума
Где купить
Рейтинг лучших мотобуксировщиков с лыжным модулем
Значительно расширить функциональные возможности мотобуксировщика позволяют модули. Это специальные сцепные устройства, которое монтируются либо спереди, либо сзади корпуса техники. Модули повышают комфорт передвижения, улучшают характеристики проходимости по бездорожью, увеличивают вместительности мототехники зимой.
Один из трех видов модулей — лыжный. Он делает буксировщик похожим на компактный снегоход, представляя собой раму с сидением, рулем, рычажной подвеской и двумя лыжами. Хотя модуль имеет ряд преимуществ, он пригоден лишь для определенных условий эксплуатации.
Преимущества:
хорошая проходимость по ровным поверхностям и плотному снегу;
увеличение максимальной скорости движения по равнинной местности;
удобство посадки и управления;
экономия топлива благодаря равномерному распределению нагрузки.
Недостатки:
невозможность использования на пересеченной местности, в рыхлом или глубоком снегу, а также в лесных зонах из-за сложности маневра и риска застревания лыж в сугробах;
необходимость выделения достаточного места для хранения;
дополнительные затраты на обслуживание и ремонт техники.
Сцепной элемент с лыжами идеально подойдет для дальних поездок на охоту или рыбалку, а также для перевозки грузов по открытым пространствам, таким как поля или замерзшие водоемы, где снег плотнее и меньше препятствий для маневров.
1. «РИКША» ВЕПС

Мотобуксировщик оборудован специализированным лыжным модулем, который улучшает сцепление со снегом. У модели прочная конструкция, надежная тормозная система и удобное сиденье. Развивает скорость до 45 км/ч. Перевозит грузы общей массой до 250 кг на санях и платформе. Вариатор обеспечивает плавное изменение передаточного числа между двигателем и колесами. Это способствует улучшению ускорения и повышению маневренности. Система состоит из двух конусовидных шкивов, связанных ремнем. Изменяя диаметр шкивов, вариатор адаптирует работу двигателя под различные условия эксплуатации.
В отзывах владельцы техники пишут, что мотобуксировщик удобный, достаточно проходимый и устойчивый, хорошо заводится и едет. Но среди недостатков выделяют следующие моменты: достаточно высокий расход топлива; на низких оборотах двигатель иногда глохнет; также наблюдается самопроизвольное изменение скорости — техника то ускоряется, то замедляется.
Основные характеристики
Двигатель | Erma, четырехтактный, 6,5 л. с., 196 см³ |
Система запуска | Ручной стартер |
Привод | Передний |
Ширина гусеницы, мм | 380 |
Подвеска | Катковая |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Лыжный модуль
Доступная цена
Перевозка груза до 250 кг
Минусы:
Самопроизвольное изменение скорости
Высокий расход бензина
Где купить
2. ЛИДЕР-2-3Т-15АП

Мотобуксировщик оснащен адаптивной подвеской и двигателем мощностью 15 л. с. Он поставляется в базовой комплектации с лыжным модулем и задним рулем, который входит в стандартный набор. Опционально доступно второе съемное сиденье, которое устанавливается на месте багажника.
Согласно отзывам, качественная сборка, прочная рама, мощный двигатель — все выполнено надежно и добротно. Этот мотобуксировщик подходит для зимних поездок по бездорожью.
Основные характеристики
Двигатель | Lifan 190 FD, четырехтактный с воздушно-принудительным охлаждением, 15 л. с., 420 см³ |
Система запуска | Электростартер |
Привод | Передний |
Ширина гусеницы, мм | 500 |
Подвеска | Катковая |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Компактность
Оснащен электростартером
Мощный двигатель
Минусы:
Высокая стоимость
Не представлен на маркетплейсах
Мало отзывов
Где купить
3. РАЗГУЛЯЙ-17 СТАНДАРТ

Мотобуксировщик оборудован двигателем объемом 450 см³ и мощностью 17 л. с. Запуск осуществляется вручную. Прочный корпус выдерживает различные нагрузки, вибрации и неровности трассы. Катковая подвеска обеспечивает ход без пробуксовок и резких рывков. Передние лыжи дополнительно стабилизируют движение. Управление мотобуксировщиком интуитивно понятно благодаря эргономичному размещению кнопок управления. Двухместное сидение с пассажирской спинкой предусмотрено в стандартной комплектации. На буксировщике установлена гусеница шириной 500 мм, изготовленная из износостойкого резинотканевого материала.
Покупатели отмечают, что техника мощная, проходимость отличная: груз тянет уверенно даже по бездорожью. Но периодически возникают неполадки: двигатель китайского производства плохо адаптируется к нашим морозам и запускается не с первого раза.
Основные характеристики
Двигатель | Lifan 190f, четырехтактный с воздушным охлаждением, 17 л. с., 450 см³ |
Система запуска | Ручной стартер |
Привод | Задний |
Ширина гусеницы, мм | 500 |
Подвеска | Катковая |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Гусеница изготовлена из износостойкого резинотканевого материала
Багажное отделение
Двухместное сидение
Минусы:
Гарантия шесть месяцев
Периодически бывают неполадки
Где купить
Рейтинг лучших всесезонных мотобуксировщиков
Всесезонные мотособаки предназначены для эксплуатации как на снежных трассах, так и на различных грунтах. Обычно такие машины оснащены двумя гусеницами с увеличенной базой. Некоторые универсальные модели предусматривают установку склизов вместо стандартных катков для улучшения проходимости по глубокому снегу.
Основные особенности всесезонных мотособак:
1. Агрессивные гусеницы с отдельными поперечными траками особой формы. Эти траки изготавливаются из HDPE — прочного и износостойкого полимера, устойчивого к ударам. Стандартная ширина гусениц составляет 500 мм.
2. Улучшенная тяга на разных типах грунтов, снеге и льду благодаря тракам с изогнутым профилем и жесткими металлическими зацепами.
3. Конструкция гусениц обеспечивает хорошую самоочистку от снега, грязи, мелкого мусора, что особенно полезно при движении по бездорожью, заболоченным участкам, вязкому грунту или песку.
1. Волкодав 300

Мотобуксировщик разработан для транспортировки грузов и людей по труднодоступным поверхностям, где другие виды транспорта неэффективны. Подходит для круглогодичного использования на различных покрытиях: грунт, лед, снег, грязь и песок. Две широкие гусеницы обеспечивают увеличенное пятно контакта с поверхностью, что улучшает сцепление и тяговую силу. Повышенная устойчивость достигается за счет независимой конструкции гусениц. Запуск двигателя возможен в любых погодных условиях благодаря наличию электростартера и резервного ручного стартера. Грузоподъемность в сцепке достигает 600 кг.
По отзывам, покупатели столкнулись с рядом проблем: отсутствие заднего хода, необходимость регулировки газа, плохая работа на холостом ходу и частые остановки. Дополнительно выявлены дефекты сборки: перекос рамы, проблемы с крепежом капота, неисправность цепи и системы подачи топлива, ручка без подогрева.
Основные характеристики
Двигатель | Lebedev Motors, четырехтактный с воздушным охлаждением, 18 л. с., 300 см³ |
Система запуска | Электростартер, ручной стартер |
Привод | Задний |
Ширина гусеницы, мм | 380 |
Подвеска | Катковая |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Электрический и ручной стартеры для запуска двигателя
Мощный двигатель
Две гусеницы
Грузоподъемность 600 кг
Минусы:
Высокая стоимость
Неразборная конструкция
Скорость всего 22 км/ч
Где купить
2. BARBOSS Z460 STANDARD 2021 BALTMOTORS

Модель оборудована датчиком уровня топлива и информационным дисплеем. Они повышают удобство эксплуатации, позволяя контролировать важные параметры работы техники во время поездки. Открывающийся капот — облегчает доступ к двигателю и другим важным узлам, что упрощает обслуживание и ремонт. Система управления от Snowdog с чекой безопасности обеспечивают комфорт и сохранность водителя, что особенно важно при движении на высоких скоростях. Вместо катковой подвески можно установить склизы. У мотособаки надежная конструкция, которая повышает проходимость и эффективную буксировку грузов.
Владельцы техники хвалят ее за простоту в обслуживании, эксплуатации и управлении. Покупателей приятно удивили вместительный багажник и подогрев руля.
Основные характеристики
Двигатель | Zongshen 460, четырехтактный с воздушным охлаждением, 18 л. с., 459 см³ |
Система запуска | Электростартер, ручной стартер |
Привод | Передний |
Ширина гусеницы, мм | 500 |
Подвеска | Катковая |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Гарантия два года
Возможность установить склизовую подвеску
Мощный двигатель
Минусы:
Большой вес
Данная модель отсутствует на маркетплейсах
Где купить
3. SE500 1450 HP15 Max SHARMAX

Мотобуксировщик снабжен прочной и устойчивой к коррозии цепью. Это избавляет от необходимости ремонта и замены. Наличие прикуривателя позволяет заряжать устройства связи и навигации, подключать дополнительное освещение. Техника безопасна благодаря чеке заглушки двигателя. Конструктивные особенности позволяют легко устанавливать различные типы подвесок, включая склизовую, катковую и колесную, а также лыжи. Лазерная резка рамы обеспечивает точность и прочность конструкции. Оптимизированная конструкция кузова снижает вес на 7%, сохраняя прочность и долговечность техники.
Покупатели отмечают, большую грузоподъемность мотобуксировщика, проходимость, крепкую раму. Техника уверенно ездит как с грузом, так и без, не застревает на рыхлом снегу. Мощные гусеницы отлично справляются с крутыми подъемами и спусками, хорошее сцепление с любым покрытием. Из недостатков отмечают выставленные заводом настройки.
Основные характеристики
Двигатель | Sharmax, четырехтактный воздушного охлаждения, 15 л. с., 420 см³ |
Система запуска | Ручной стартер |
Привод | Передний |
Ширина гусеницы, мм | 500 |
Подвеска | Катковая |
Плюсы и минусы
Плюсы:
Гарантия три года
Гарантия на двигатель два года
Есть прикуриватель
Минусы:
Большой вес
Заводские настройки
Где купить
Как выбрать недорогую и хорошую мотособаку
Иван Дидин делится советами на что обращать внимание при покупке гусеничной буксировочной мотомашины.
1. Конструктив
— На первый взгляд, мотобуксировщики выглядят почти одинаково, ведь большинство из них собрано из одних и тех же комплектующих, взятых от снегоходов, таких как "Буран". Но при выборе стоит обратить особое внимание на качество сборки. Сейчас появилось много небольших фирм, предлагающих дешевые варианты мотобуксировщиков, собранных кустарным способом. Если планируется использовать технику пару раз за сезон, это может подойти. Но для серьезных поездок лучше выбирать продукцию проверенных производителей.
2. Качество сборки
— Немаловажный фактор — качество сборки, которое можно оценить визуально и на ощупь. Важно внимательно осмотреть, насколько аккуратно выполнена сборка, какие материалы использованы. Например, если капот мотобуксировщика покрыт пластиковыми элементами, убедитесь, что это качественный ABS-пластик, устойчивый к низким температурам и ударам.
3. Детали
— На некоторые детали тоже нужно ориентироваться. Для нашей экспедиции, я выбирал мотобуксировщики ярославского производителя, ориентируясь на отзывы и конструкцию. Важнейший аспект, который выделяет этих мотособак, заключается в том, что у приводной цепи есть специальный кожух. Благодаря этому цепь, ведущая на гусеницу, защищена от внешних воздействий: снега, льда и воды. Так она дольше служит и не подвергается быстрому износу.
Во время экспедиции у нас было девять мотобуксировщиков из Ярославля и по одному из Рыбинска и Калининграда. У двух последних моделей цепь оставалась открытой. Уже спустя первые 150 км, а затем и через 200 км у одной мотособаки порвалась цепь. Такая же проблема с цепью была и у второго мотобукса. После еще через 500 км цепь снова вышла из строя. Когда техника используется активно, открытый привод быстро выходит из строя, поскольку снег, попадающий на цепь, вызывает ее износ и обледенение. Это важный момент, которым пренебрегают многие производители, — поделился опытом Иван Дидин.
4. Наличие реверса
— Одна из ключевых технических особенностей мотособаки — это наличие реверса, то есть заднего хода, — говорит специалист. — Задний ход нужен не всегда. Это зависит от условий эксплуатации. Если вы планируете использовать мотособаку на открытых просторах, таких как Байкал или тундра, где нет густого леса, реверс может оказаться ненужным, поскольку мотобукс легко развернуть вручную, если она не столкнулась с препятствием.
Однако, если вы собираетесь эксплуатировать мотособаку в лесу, где пространство ограничено и развернуться сложнее, установка реверсивной коробки может быть целесообразной. В таких условиях задний ход действительно упрощает маневрирование. Без реверса в лесу придется прилагать больше усилий для разворота, что неудобно. Но если вы не планируете использовать мотособаку в условиях густого леса, то реверсная коробка может стать лишним элементом, добавляющим сложность конструкции и создающим потенциальное слабое звено.
Комментарий эксперта о мотобуксировщиках
— Мотобуксировщик — это отличная альтернатива снегоходу, и у него есть несколько значительных преимуществ, которые порой делают его покупку выгоднее, — утверждает путешественник.
Во-первых, для управления снегоходом требуются водительские права, а сам снегоход нужно регистрировать в Гостехнадзоре. А вот для мотособаки ни прав, ни регистрации не нужно — по закону она не считается транспортным средством, скорее напоминает мотоблок на гусеничном ходу.
Второе важное преимущество — цена. Мотобуксировщики стоят гораздо дешевле снегоходов, хотя по грузоподъемности и проходимости часто ничуть не уступают. Самые дорогие версии сопоставимы по характеристикам со снегоходами, что объясняет растущую популярность мотособак в России.
Именно в нашей стране эта техника получила наибольшее распространение. Российские Кулибины смогли создать продукт, который обходится без налогов и государственного регулирования, делая его доступным и удобным для населения. Производители даже начали экспортировать свою продукцию за границу, что неудивительно, учитывая, сколько пользы приносит такая техника.
Кто чаще всего пользуется мотобуксировщиками? Прежде всего, это рыбаки, охотники, различные хозяйства, лесники и охотничьи инспекции. Все, кому нужно перемещаться зимой по заснеженным лесам и озерам. Особенно популярны мотобуксировщики среди рыбаков на западной части страны. Здесь они незаменимы для зимней рыбалки, так как не требуют регистрации и разрешены там, где снегоходы запрещены. Это дополнительное удобство добавляет популярности технике.
На мой взгляд, мотособака — это наиболее оптимальное средство передвижения. Кроме того, что по стоимости она недорогая, так еще и ремонтопригодная. Потому что конструкция максимально простая. Даже если какие-то есть поломки, то их легко устранить в полевых условиях. Конечно, при условии, что с собой есть комплект необходимых расходных материалов. А их на самом деле немного: запасные колесики, подвески, ремни вариатора. Мы, например, за 2000 км так и не смогли порвать ни один ремень, хотя ехали с максимальной нагрузкой. Для двигателя можно взять запасную свечу, карбюратор, запасную цепь. То есть, имея этот нехитрый набор инструментов и запчастей, мотособаку абсолютно легко починить в поле. Чего не скажешь о многих снегоходах. Там конструкция сложнее и мотобукс в этом плане выигрывает.
Проходимость мотобуксировщиков по байкальским торосам, переменам, трещинам и другим сложным участкам давно доказана. Там, где другие транспортные средства бессильны, мотобуксировщик уверенно справляется с задачей. Весит он около 140 кг, и в случае необходимости его можно перенести вручную вдвоем или втроем. Это делает использование техники чрезвычайно удобным. Кроме того, мотособака способна перевозить невероятно большое количество груза, что является ее значительным преимуществом перед другими видами транспорта.
На данный момент я не вижу альтернативы мотособаке для передвижения по таким сложным ландшафтам и снежным покрытиям. Да, снегоходы классные, но они больше подходят для экстремальной езды и развлечений, особенно когда ты один и хочешь получить дозу адреналина. А вот мотобукс — это надежный способ добраться до пункта назначения в любых условиях, даже самых труднопроходимых.
Обзор лучших мотобуксировщиков
Напомним, какие модели попали в топ-12 мотособак по версии Дом Mail и их главные характеристики.
БЕЛКА - 8 | Компактность |
РЫБАК PKD 1430 ММ | Маневренность на сложных участках |
POMOR X1 | Современные системы защиты и контроля |
Бурлак 600 LT | Наличие фаркопа от снегохода «Тайга» |
Богатырь 15 Е. ДВС KOIRA | Алюминиевые колеса с резиновым ободом |
Мужик М500 СТАНДАРТ | Увеличенный угол атаки позволяет справляться с глубокими снежными заносами |
«РИКША» ВЕПС | Перевозка груза до 250 кг |
ЛИДЕР-2-3Т-15АП | Мощный двигатель |
РАЗГУЛЯЙ-17 СТАНДАРТ | Гусеница изготовлена из износостойкого резинотканевого материала |
Волкодав 300 | Электрический и ручной стартеры для запуска двигателя в любых погодных условиях |
BARBOSS Z460 STANDARD 2021 BALTMOTORS | Возможность установить склизовую подвеску |
SE500 1450 HP15 Max SHARMAX | Гарантия 3 года |