Госпошлина за регистрацию права собственности в 2025 году: все, что нужно знать владельцам недвижимости

Вы приобрели недвижимость, поздравляем. Теперь ее необходимо официально зарегистрировать. Один из обязательных финальных этапов сделки — уплата госпошлины за регистрацию права собственности. У нее нет фиксированного размера — сумма зависит от многих факторов.
Авторы и эксперты
Залина Хохоева
Автор Дом Mail
Вахтанг Кудаков
Руководитель юридического отдела УК «Единство»
Деньги на госпошлину, бумаги и калькулятор лежат на столе
Размер госпошлины за регистрацию недвижимости зависит от нескольких факторовИсточник: Image by Freepik

Рассказываем, что изменилось в 2025 году, какие документы понадобятся для уплаты госпошлины за регистрацию права собственности, кто может быть освобожден от уплаты и с чем связаны новые изменения.

Что такое госпошлина за регистрацию недвижимости

Это обязательный платеж, который подтверждает факт внесения информации о новом владельце в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Этот сбор необходимо уплатить при оформлении прав на любые объекты недвижимости, будь то квартира, дом, земельный участок или коммерческая недвижимость.

Процесс регистрации обычно связан с предоставлением пакета документов, включая правоустанавливающие бумаги, такие как договор купли-продажи. Размер госпошлины зависит от типа объекта, категории собственника и некоторых других факторов, включая статус льготников.

Кто должен платить госпошлину за регистрацию права собственности

Обязанность уплаты госпошлины за регистрацию права собственности обычно ложится на покупателя, так как именно он инициирует процесс оформления права на недвижимость. Это стандартная практика, предусмотренная законодательством. Однако в некоторых случаях стороны сделки могут договориться об ином порядке распределения расходов. Например, продавец может взять на себя обязательство уплатить госпошлину полностью или частично, что оговаривается в условиях договора купли-продажи.

Если речь идет о наследовании или дарении имущества, госпошлину уплачивает тот, кто получает объект в собственность. Для юридических лиц, приобретающих коммерческую недвижимость, действуют отдельные ставки, которые зависят от категории объекта и формы собственности.

Кто освобожден от уплаты госпошлины: льготы

Некоторые категории граждан и организаций могут быть освобождены от уплаты госпошлины за регистрацию права собственности. Это предусмотрено законодательством, чтобы поддержать социально уязвимые группы населения, а также упростить процесс регистрации для определенных государственных и муниципальных структур. Приведем примерный список тех, кто имеет право на такие льготы:

  • Герои Российской Федерации и Советского Союза, а также полные кавалеры ордена Славы;

  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;

  • инвалиды I и II группы;

  • государственные и муниципальные органы, регистрирующие имущество в рамках своей деятельности;

  • многодетные семьи (при определенных условиях, установленных региональным законодательством);

  • участники и члены семей погибших при выполнении служебных обязанностей сотрудников МВД, МЧС и других силовых ведомств;

  • наследники участников специальной военной операции (СВО).

«На практике многие забывают, что льготы по уплате госпошлины нужно не просто знать, но и грамотно подтвердить. Если вы относитесь к одной из категорий, освобожденных от уплаты, обязательно заранее соберите документы, которые доказывают ваше право на льготу. Например, для инвалидов это может быть справка из бюро медико-социальной экспертизы, а для многодетных семей — удостоверение многодетной семьи. Кроме того, всегда советую уточнить, какие именно льготы действуют в вашем регионе, ведь некоторые из них зависят от местного законодательства. Это сэкономит вам время при подаче документов», — поясняет Вахтанг Кудаков, руководитель юридической службы УК «Единство». 

За какие госуслуги, связанные с недвижимостью, не надо платить пошлину

Некоторые государственные услуги в сфере недвижимости предоставляются без уплаты госпошлины. Сэкономить получится в ситуациях, когда регистрационные действия связаны с исправлением ошибок или выполнением решений государственных органов. Назовем наиболее частые примеры:

  • внесение исправлений в записи ЕГРН, если ошибка возникла по вине регистрирующего органа;

  • прекращение права собственности, если объект недвижимости утратил свое существование (например, снос здания или уничтожение участка);

  • регистрация сервитута, если он устанавливается в интересах государства или муниципалитета;

  • внесение изменений в регистрационные записи, связанных с решениями суда или административных органов;

  • предоставление сведений из ЕГРН в электронном виде (в некоторых случаях для физических лиц, если это предусмотрено законодательством).

Размер госпошлин за действия с недвижимостью: изменения с 2025 года

Девушка держит в руках деньги на оплату госпошлины за действия с недвижимостью
Оплату госпошлины за действия с недвижимостью совершают как физические, так и юридические лицаИсточник: Image by Freepik

С 1 января 2025 года вступили в силу новые правила расчета госпошлины (1). Отныне ее размер напрямую зависит от кадастровой стоимости и статуса заявителя — физического или юридического лица. Также с 2025 года введена госпошлина за постановку объекта на кадастровый учет. Основные изменения приведены в таблице. 

Вид сделки
Пошлина для физических лиц
Пошлина для юридических лиц
Регистрация права собственности
4000 руб. (если кадастровая стоимость ≤ 20 млн руб.)

0,02% от кадастровой стоимости (если > 20 млн руб.), но не более 500 000 руб.
44 000 руб. (если кадастровая стоимость ≤ 22 млн руб.)

0,2% от кадастровой стоимости (если > 22 млн руб.), но не более 1 000 000 руб.
Постановка на кадастровый учет
2000 руб.
22 000 руб.
Изменение сведений в кадастровом учете
1000 руб.
2000 руб.
Одновременная регистрация права и кадастрового учета
6000 руб. (если кадастровая стоимость ≤ 20 млн руб.)

2000 руб. + 0,02% от кадастровой стоимости (если > 20 млн руб.), но не более 500 000 руб.
66 000 руб. (если кадастровая стоимость ≤ 22 млн руб.)

​​​​​​​22 000 руб. + 0,2% от кадастровой стоимости (если > 22 млн руб.), но не более 1 000 000 руб.

Особенности уплаты пошлины за регистрацию права долевой собственности

У госпошлины за регистрацию права долевой собственности есть свои особенности. Для физических лиц ее размер фиксирован и составляет 2000 руб. за каждую долю независимо от ее размера. Это означает, что с совладельца, получившего 50% объекта, удержат ту же сумму, что и с совладельца с долей 10%. Если долевая собственность оформляется одновременно несколькими лицами, госпошлина рассчитывается для каждого отдельно. Например, если три человека регистрируют свои доли в квартире, каждый из них уплачивает 2000 руб. за свою долю. Для юридических лиц размер госпошлины может зависеть от кадастровой стоимости объекта или устанавливаться фиксированной ставкой. Это особенно актуально при сделках с коммерческой недвижимостью, где совладение объектами распространено.

«Важно помнить, что при регистрации долевой собственности не обойтись без документов, которые подтверждают, кто и какие доли получает. Это может быть, например, договор купли-продажи, дарения, наследования. А еще, как показывает практика, чаще всего люди забывают о самом очевидном: о том, что госпошлину нужно уплатить до регистрации. Без квитанции об уплате заявление попросту не примут, а значит, процесс затянется. Если дольщиков несколько, то лучше, если кто-то один централизованно проконтролирует всех участников и включит квитанции в общий пакет документов», — комментирует эксперт. 

Как уплатить государственную пошлину за регистрацию недвижимости

Процесс уплаты государственной пошлины за регистрацию недвижимости включает несколько шагов. Рассмотрим каждый из них подробно.

1. Выбрать способ подачи заявления в Росреестр

Вот как это можно сделать:

  • Через МФЦ. Специалисты примут ваши документы и отправят их в Росреестр. 

  • Через «Госуслуги». Заявление подается онлайн, но для этого необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). 

  • Обратиться лично в Росреестр. Заявление можно подать напрямую, это удобно при необходимости оперативного решения вопросов. 

  • Обратиться к нотариусу. Этот способ удобен при оформлении сделок, требующих нотариального удостоверения. 

2. Уплатить пошлину по УИН или реквизитам Росреестра

Вот как это можно сделать:

  • По уникальному идентификатору начисления (УИН). Этот реквизит присваивается при формировании заявления через «Госуслуги» или при обращении в МФЦ. По нему можно перечислить сумму госпошлины. 

  • По реквизитам Росреестра. Платежные реквизиты доступны на официальном сайте Росреестра или в МФЦ.

3. Сохранить квитанцию об уплате пошлины

Несмотря на то что с 2022 года предоставление такой квитанции не обязательно, бумажную версию документа все же стоит сохранить. Причины для этого могут быть самые разные:

  • на случай временных перебоев в системе или отсутствия доступа к интернету; 

  • для личного контроля, чтобы убедиться в успешном проведении платежа; 

  • как доказательство, что платеж был произведен, если в банке произойдет технический сбой.

Документ следует хранить в бумажном и/или электронном виде до полного завершения процесса регистрации собственности и сделки в целом.

Девушка тянется к папке с документами, где лежит квитанция об уплате пошлины
Все документы на недвижимость удобно хранить в одной отдельной папкеИсточник: Image by Freepik

Что делать при совершении ошибки при уплате

От ошибок, увы, не застрахован никто. Даже самые внимательные из нас могут неверно указать реквизиты или ошибиться с назначением платежа. Рассмотрим самые распространенные промахи и варианты их устранения. 

  • Указаны неверные реквизиты получателя. Если деньги отправлены по ошибочным реквизитам, необходимо написать заявление о возврате средств в банк, через который был проведен платеж. Также следует обратиться в орган, куда средства были перечислены, с заявлением о возврате ошибочного платежа.

  • Ошибочная сумма. Если вы заплатили меньше требуемой суммы, уплатите недостающую разницу по тем же реквизитам или через УИН. При этом важно сохранить обе квитанции и предоставить их вместе с заявлением. Если сумма превышает требуемую, можно запросить возврат переплаты, обратившись в Росреестр с соответствующим заявлением.

  • Уплата пошлины за другое действие. Например, вы оплатили регистрацию права собственности вместо кадастрового учета. В этом случае нужно подать заявление в Росреестр о зачете суммы на правильное действие. Если это невозможно, потребуется запросить возврат и уплатить пошлину заново.

  • Дублирование платежа. Если вы случайно уплатили пошлину дважды, можно обратиться в Росреестр с заявлением о возврате одного из платежей. При этом приложите копии обеих квитанций.

  • Уплата с чужого счета. Если пошлина была уплачена не с вашего счета, это не будет проблемой. Однако в случае спорной ситуации (например, платеж не отразился в системе Росреестра) важно иметь копию квитанции, подтверждающей уплату. 

Отзыв эксперта

Наш эксперт Вахтанг Кудаков делится опытом:

«С 2025 года введены важные изменения в расчете госпошлины за регистрацию недвижимости, и эти нововведения уже вызывают множество вопросов. Например, многих волнует, как именно рассчитывается пошлина для дорогой недвижимости, ведь теперь ее размер зависит от кадастровой стоимости объекта. Для владельцев таких объектов это может существенно увеличить расходы.

Особого внимания требует новая госпошлина за постановку объекта на кадастровый учет, которая раньше не взималась. Многие заявители могут столкнуться с необходимостью дополнительно оплачивать эту услугу, особенно если речь идет о недавно построенных объектах. Я бы советовал перед началом регистрации убедиться, что вы правильно рассчитали итоговую сумму всех пошлин, включая новые категории. А если объект стоит дороже 20 млн рублей, уточните, как рассчитывается процентная ставка. Это поможет избежать неожиданных затрат и ошибок при уплате».

Девушка помогает паре рассчитать итоговую сумму всех пошлин за регистрацию права собственности
За помощью в расчетах итоговой суммы всех пошлин можно обратиться к специалистуИсточник: Image by Freepik

Главное о госпошлине за регистрацию права собственности

Уплата госпошлины — важный шаг, без которого невозможно завершить регистрацию права собственности. Вот ключевые моменты, которые помогут успешно пройти этот процесс и сэкономить время:

  • Кто должен уплачивать. Госпошлину за регистрацию права собственности обычно уплачивает покупатель или новый владелец. Для дарения, наследования и других ситуаций плательщиком является тот, кто получает объект в собственность.

  • Кто освобожден. От уплаты госпошлины освобождены льготные категории граждан, такие как инвалиды I и II группы, ветераны, многодетные семьи и некоторые государственные и муниципальные органы.

  • Размеры пошлины. Госпошлина зависит от категории заявителя и типа объекта.

  • Как заплатить. Уплата производится через УИН или по реквизитам Росреестра.

  • Что делать при ошибке. Если была допущена ошибка в реквизитах или сумма была уплачена неверно, возможны возврат средств, перерасчет или зачет уплаты на нужное действие.

  • Документы для регистрации. Для завершения процесса потребуется квитанция об уплате, а также документы, подтверждающие основание сделки.

  • Новые изменения с 2025 года. Действуют дополнительные пошлины за постановку на кадастровый учет, а также изменяются ставки для дорогих объектов с высокой кадастровой стоимостью.

Список источников

1. Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».