Такие данные во время опроса получили во время первой в России сертификации потребительских качеств новостроек компании Urban Grade и «Бест-Новострой». «82 процента опрошенных заявили, что обращают внимание на класс проекта, но видят, что у разных застройщиков один и тот же класс может быть присвоен существенно различающимся жилым комплексам. Только 14 процентов людей интересуют исключительно планировка квартиры и цена. Еще 4 процента хотят, чтобы класс жилого комплекса подтверждался авторитетным агентством или государством», — говорят авторы исследования.
Классификация новостроек и впрямь никак не регулируется. В одном случае застройщик считает, что наличие подземного паркинга и высоких потолков в холле — достаточные основания, чтобы отнести новостройку к бизнес-классу. Другой подобный проект относится лишь к «комфорту». Вносят неразбериху и сами девелоперы, постоянно придумывая новые маркетинговые ходы — сейчас, например, можно встретить ЖК класса «комфорт плюс». Это вроде и не бизнес, но с претензией.
Только 14 процентов покупателей интересуют исключительно планировка квартиры и ее цена.
Экономкласс, который несколько лет назад часто встречался, почти исчез — застройщики от него отказались — несолидно звучит. В итоге дом, внешне особо не отличающийся от советской панельки, стал комфорт-классом. Новостройка с колясочной, просторным подъездом, корзинами под кондиционеры и двором без машин — тоже.
При этом сказать, в чем конкретно отличие класса от класса невозможно, четкой классификации нет. Выводы обычно делаются в сравнении — что-то ваш бизнес-класс очень похож на «комфорт».
Эксперты обращают внимание на необходимость внедрения единой классификации, чтобы решение о классе проекта принимал не застройщик, а профессионалы рынка или государство. «Люди нуждаются в системе координат, как, например, звезды для гостиниц или ресторанов, чтобы принимать взвешенные решения. В сфере недвижимости самый высокий чек покупки и отсутствие единой классификации позволяют некоторым девелоперам использовать разделение на классы как маркетинговый ход для повышения стоимости, а не для объективного обозначения качественных характеристик проекта. Одобренная профессионалами рынка сертификация поможет потребителям избежать риска неоправданной переплаты за класс», — считает основатель «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
Впрочем, риелторы рекомендуют покупателям обращать меньше внимания на класс проекта. Он вряд ли что-то скажет о качестве строительства — текущие трубы и дешевые стройматериалы встречаются и там, где новоселам обещали бизнес-класс, и там, где особых обещаний не было. Куда важнее — репутация и опыт застройщика. Если он сдает большинство домов вовремя, а жильцы уже готовых новостроек отзываются положительно, это лучший повод присмотреться к нему внимательно вне зависимости от класса дома.