
Поводом для правовых разъяснений стало конкретное дело. Одна из столичных управляющих организаций попыталась взыскать почти 80 тысяч рублей с новой хозяйки квартиры.
«В Мосжилинспекцию обратилась жительница дома 3 на улице Юных Ленинцев с жалобой на неправомерные начисления за услуги водоснабжения, — рассказывают в инспекции. — Как сообщила заявительница, квартиру приобрела три года назад. При оформлении сделки в акте передачи были зафиксированы текущие показания индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды. Но управляющая организация выставила новой собственнице внушительный счет за услуги водоснабжения».
Выяснилось, что бывший хозяин квартиры завел вредную привычку не платить за коммунальные услуги, в итоге и набежало почти 80 тысяч рублей. Но при чем тут женщина?
Жилищная инспекция подтвердила: ее дело — сторона
«Жилищные инспекторы указали коммунальщикам на нарушение жилищного законодательства и разъяснили, что задолженность числится не за квартирой, а за собственником, который ею владеет, следовательно, новый собственник не отвечает по долгам предыдущего владельца», — сообщают в инспекции.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности на такое помещение.
«Стоит отметить, что эта норма не распространяется на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества, — подчеркивают инспекторы. — В соответствии со статьей 158 при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт».
Долги за услуги ЖКХ привязаны к человеку, а не к квартире. Когда человек уходит, то уносит с собой и свои долги.
После вмешательства Мосжилинспекции управляющая организация списала неправомерные начисления с лицевого счета заявительницы и взыскала задолженность с прежнего собственника.
«Конечно, при покупке квартиры лучше проверять, оплачены ли продавцом счета за услуги ЖКХ, — рассказывает адвокат Вячеслав Голенев. — В некоторых случаях вопрос оплаты коммунальных счетов может стать предметом для договоренностей. Например, покупатели оплачивают счета, но получают скидку. Но, как правильно заметила жилищная инспекция, долги за услуги ЖКХ привязаны к человеку, а не к квартире».
Ушел человек — ушли и его долги. Управдомы должны бежать за ним, а не ругаться с новыми жильцами.
Еще одно важное разъяснение: если жильцы долгое время не подавали показания счетчиков, но потом все-таки передали цифры в управляющую компанию, то людям надо сделать перерасчет.
С проблемой, потребовавшей вмешательства жилищной инспекции, столкнулись двое столичных жителей. Как рассказывают в инспекции, у людей длительное время не было возможности передавать показания квартирных счетчиков.
«После снятия контрольных показаний о фактических объемах потребления воды семьи рассчитывали на корректировку размера платы, однако перерасчета не последовало», — рассказывают инспекторы.
Пришлось напоминать управдомам, что в соответствии с утвержденными правительством страны правилами исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по фактическим показаниям прибора учета. Иными словами, если выяснится, что у жильцов утекло воды на меньшую сумму, чем было указано в счетах, то деньги надо будет вернуть.
«В результате двум семьям в районе Перово скорректировали начисления на сумму 38 и 22 тысячи рублей соответственно. Переплата будет учтена при оплате будущих расчетных периодов, — рассказывают в Мосжилинспекции. — Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуем жителям многоквартирных домов регулярно передавать показания счетчиков, а также своевременно проводить поверку индивидуальных приборов учета».
Адвокат Вячеслав Голенев напомнил, что в некоторых случаях жильцы имеют право на рассрочку коммунальных платежей.
«Условие, позволяющее распределить платеж за ЖКУ в течение календарного года, содержится в Правилах “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, — рассказывает Вячеслав Голенев. — Право на рассрочку дает высокий рост (более 25%) начислений за какую-либо услугу. Если в любой расчетный период, например, за октябрь 2024 года, какая-либо коммунальная услуга подорожала более чем на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года (октябрем 2023-го), собственник может оформить рассрочку платежей».
Но надо учитывать, продолжает адвокат, что при расчете процента превышения платы за услугу не учитывается рост, связанный с увеличением числа проживающих в квартире.
«Предоставляет рассрочку исполнитель услуги, к которому и следует обратиться за ее получением, — говорит адвокат. — Рассрочку делят равными долями на 12 месяцев».