На рынке загородной недвижимости наблюдается устойчивый спрос уже на протяжении нескольких лет. Например, в Московской области, по оценкам экспертов, количество проданных коттеджей в этом году увеличилось почти на треть по сравнению с 2022 годом.
Не пугают покупателей даже стабильно растущие цены. Так, за первые 10 месяцев текущего года готовые коттеджи на первичном рынке Подмосковья подорожали в среднем на 16 процентов. Средняя стоимость загородного дома сейчас составляет 25,7 миллиона рублей. Доля ипотечных сделок в общем объеме продаж на загородном рынке составляет 75 процентов. Это на 17 процентов больше, чем годом ранее. Одним из факторов, который поспособствовал росту ипотечных сделок, стала льготная ипотека. Еще в прошлом году разница между льготной и рыночной ипотекой составляла всего несколько процентов, и покупатели отдавали предпочтение рыночной, так как она не имеет ограничений при выборе объекта недвижимости. В этом же году ставка рыночной ипотеки выросла практически в два раза, и покупатели стали отдавать предпочтение именно льготной. Плюс льготная ипотека стала стимулом для тех, кто откладывал приобретение дома до лучших времен.
Сегодняшние покупатели рассматривают загородную недвижимость как полноценное жилье с возможностью круглогодичного проживания всей семьи, отмечает гендиректор компании Skolkovo Realty. Это обусловлено стремлением жить в спокойной и экологически чистой среде. Наметился также тренд на практичность. «Загородные объекты “сжались” с 350−450 квадратных метров до 150, — отмечает руководитель проектов инвесткомпании Garnet Екатерина Позднякова. — В домах чаще стали появляться смарт-планировки, каждый квадратный метр в доме используется по назначению». «Средняя площадь домов сократилась на 30−40 квадратных метров, при этом функциональные планировки стали особенно востребованными», — подтверждает генеральный директор компании Skolkovo Realty Борис Борискин. «Появился запрос на готовые дома под ключ площадью 120−150 квадратных метров, — говорит руководитель отдела маркетинга КП “Британика” Константин Иванов. — Основной массе потребителей достаточно, чтобы в доме были просторные кухня-гостиная и две-три спальни».
В России растет спрос на готовые загородные дома под ключ площадью 120−150 квадратных метров в поселках с развитой инфраструктурой.
Еще один тренд — уменьшение этажности. Если сравнить двухэтажный дом и одноэтажный такой же площади, то по стоимости одноэтажный выйдет дешевле хотя бы потому, что не придется делать перекрытия между этажами и устанавливать лестницу. Кроме того, одноэтажный дом считается функциональнее и безопаснее для семей с детьми или пожилыми людьми.
Однако практичность при выборе дома вовсе не означает аскетичность. Современному покупателю важны интересные архитектурные решения. «Появился запрос на загородные дома с террасами, а также комбинирование материалов при отделке фасада, — отмечает Константин Иванов. — Собственникам загородных домов хочется выделить свой дом из ряда других, сделать его стильным и запоминающимся. Так, в моду вошли комбинированные фасады в различных вариациях, например декоративная штукатурка в сочетании с деревянным планкеном или кирпич плюс деревянный планкен».
Не теряет актуальности панорамное остекление. Такое решение дает ощущение единения с природой, а благодаря большому количеству дневного света делает пространство светлым даже в пасмурное межсезонье, что весьма актуально для Подмосковья.
Покупатели также обращают внимание и на локацию. Конечно, наличие водоема или интересного природного ландшафта поблизости будет плюсом, но на первый план выходит транспортная доступность и наличие инфраструктуры. Поэтому организованные коттеджные поселки пользуются популярностью.
Еще один востребованный формат — поселки таун-хаусов. Как правило, таун-хаусы строятся вблизи города и имеют собственную инфраструктуру. Эксперты отмечают, что таун-хаусы чаще выбирают покупатели, которые хотели бы попробовать жить за городом, но боятся не справиться с возможными трудностями, связанными с эксплуатацией такого жилья. «Обычно таун-хаусы строят в организованных поселках с управляющей компанией и наличием центральных коммуникаций», — поясняет Константин Иванов.