10 любопытных фактов о торговых центрах

Самое интересное об истории и устройстве моллов

Современный торговый центр – это место не только для шопинга, но и для отдыха, встреч и развлечений. В выходные дни торговые центры заполнены людьми. Одни заходят туда на пару часов, другие приезжают семьями и проводят целый день: делают покупки, посещают кинотеатр и парк аттракционов, ужинают в ресторанах и катаются на коньках. Сегодняшние торговые центры – очень важная часть городской инфраструктуры. Мы собрали самые любопытные факты о том, какие торговые центры есть в мире, как они развивались и существуют.

Торговый центр (он же галерея, пассаж, торгово-развлекательный комплекс, молл) — группа предприятий торговли (магазинов, предприятий сервиса и питания, развлекательной инфраструктуры) с единым управлением, расположенных в одном здании или комплексе зданий, объединенных между собой.

1. По сути первыми торговыми центрами можно считать крытые и закрытые рынки, а их вариантом - торговые улицы с множеством магазинов. Затем в Европе в 19 веке стали появляться такие сооружения, как торговые пассажи. Новые планировочные принципы и развитие торговли выделили пассажи и галереи в отдельную категорию.

2. Первыми российскими торговыми центрами можно назвать «Пассаж» в Санкт-Петербурге (открылся в 1848 году), «ГУМ» (открылся в 1893 году) и «Петровский пассаж» (открылся в 1906 году) в Москве.

3. Считается, что одними из первых, кто начал открывать торговые центры в том виде, в каком мы их знаем сегодня, были владельцы галереи Лафайет в Париже братья Кан. Галерея была открыта в 1894 году, в ней работало множество лавок различной направленности. На товарах в галерее появились ценники с фиксированной стоимостью, нередко устраивались распродажи.

4. На сегодняшний день самый большой торговый центр в мире – The Dubai Mall в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Его общая площадь – более 1,2 миллиона квадратных метров, а торговая – более 350 тысяч квадратных метров. В торговом центре 1200 магазинов, а также множество развлечений: тематический парк игровых приставок Sega, комплекс кинотеатров с 22 экранами, ледовый каток олимпийских размеров и крупнейший в мире крытый океанариум, вошедший в книгу рекордов Гиннеса.

5. Самый большой торговый центр в России и Европе – «Авиапарк», открывшийся в Москве в конце 2014 года. В рейтинге он сместил на второе место торгово-развлекательный центр «Вегас» (тоже столичный), который много лет был лидером. Общая площадь «Авиапарка» 463 квадратных метра, «Вегаса» - 396 квадратных метров.

6. В ТРЦ «Авиапарк» в Москве расположен самый высокий в мире цилиндрический аквариум. Его размеры: 24 метра в высоту и 6 метров в диаметре. Вместимость аквариума – 370 тысяч литров соленой воды. Для него закупили почти 3 тысячи рыб. Аквариум просматривается со всех четырех уровней торгового центра.

7. Самый неудачный торговый центр находится в Китае. Это South China Mall – между прочим, самый крупный торговый центр в стране. Его построили еще в 2005 году. Торговый центр рассчитан на 2350 магазинов, его общая площадь составляет 890 тысяч квадратных метров. Владелец изрядно потратился на строительство и необычное оформление комплекса, продумал инфраструктуру: центр семейного досуга, SPA-центры, пятизвездочный отель, ночной клуб. Проблема в том, что торговый центр построен не в столице и не в другом крупном городе, а в городском округе Дунгуань провинции Гуандун, на территории бывшего фермерского хозяйства. Из-за плохой транспортной доступности он так и не заполнился магазинами, до сих пор 70% его площадей пустуют.

8. В каждом торговом центре есть так называемый «якорь» (или «якорный арендатор»). Это главный арендатор, самый крупный - торговое предприятие с широко известным именем, привлекающее в торговый центр наибольшее количество покупателей. Он же арендует самые большие площади по сравнению с другими магазинами. Обычно «якорем» выступает крупный супермаркет или крупный магазин бытовой техники. Торговый центр может иметь и больше одного «якоря», в этом случае их подбирают таким образом, чтобы они работали в не пересекающихся сферах рынка (например, гипермаркет и магазин товаров для дома или бытовой техники).

9. При планировке торгового центра обязательно продумывают навигацию, с помощью которой человек может войти в центр и обойти его весь, условно говоря, по кругу, посмотрев максимальное количество магазинов. Также при планировке стараются избегать тупиков, чтобы не было «мертвых зон», куда покупатель не зайдет.

10. Люди в торговых центрах почти не пользуются лестницами - они предпочитают эскалаторы и лифты. Поэтому в современных торговых центрах обычные лестницы планируют в основном в целях пожарной безопасности и не акцентируют на них внимания посетителей.