Низвержение в бездну
Метро в Москве могло бы сейчас отмечать куда более внушительную дату, если бы не вмешались очень суровые противники: церковь и трамвай.
Однако эти планы вызвали возмущение церковных служителей: «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю», — вот такого отзыва удостоились первые планы по строительству подземки.
Второй раз метро попытались построить в самом начале двадцатого века. Потребность назрела уже основательно, Москва разрасталась и стояла в пробках (хотя этот термин еще не изобрели, да и пробки были другого масштаба). Тогда был предложен новый проект, с центральной станцией аж на Красной площади, вагонами первого, второго и третьего класса, причем поезда должны были в основном кататься по высоким эстакадам, и лишь иногда «нырять» под землю.
Проект отклонили, поскольку на городскую думу оказывало сильное давление «трамвайное лобби» — нет, не урбанисты (их тогда тоже еще не изобрели), а производители трамваев. Да и прибыль городу этот транспорт приносил немалую.
Власть и подземелье
К реализации идеи метро в Москве вернулись в начале 30-х годов. Изначальный проект предполагал, что это будет все-таки наземный транспорт, вроде городской электрички, который будет «заныривать» под землю только в центре.
После этого проект метро глубокого заложения был создан всего за неделю.
Дальнейшее строительство тоже проходило в невиданном темпе: на строительство подземки привлекли большие отряды добровольцев, и в результате первые 17 (точнее, 16,8) километров построили всего за два года.
Тайна имени
В отличие от Петербурга, который неоднократно менял свое имя, Москва всегда была Москвой, а вот у метрополитена была куда более насыщенная на именования судьба.
Отдельные станции тоже меняли свое название. Так, «Красные ворота» с 1962 по 1986 годы носила название «Лермонтовская».
С «Охотным рядом» было веселее. В том же 1955 году, когда метрополитен стал «имени Ленина», станция получила название «Имени Кагановича». Оно продержалось только до 1957 года, а потом вернулся «Охотный ряд», но тоже ненадолго — до 1961 года, когда многострадальную станцию опять переименовали — на сей раз в «Проспект Маркса», и только в 1990 она снова стала «Охотным рядом».
Новые кольца
В наши дни метро вышло из подземелья. Сперва к нему добавилось МЦК — полностью наземное кольцо, интегрированное в систему метрополитена. Его общая протяженность составляет 54 километра, на которых расположены 31 станция. Линия работает с 2016 года.
На сегодняшний день московский метрополитен состоит из 15 линий и 275 станций. Его строительство продолжалось и продолжается даже в самые тяжелые годы: и во время Второй Мировой войны, и сейчас, в период борьбы с новым вирусом. В текущем году планируется открыть 9 новых станций, из которых 6 уже начали работу. В свой юбилейный год метро продолжает расти.
Вам может быть интересно: