Почему Одесса — мама, а Ростов — папа

В русском языке давно укоренились выражения «Одесса-мама» и «Ростов-папа». Версии о появлении этих «супружеских» сравнений сходятся в главном — они пошли из уголовного мира XIX века. Но теории разнятся в деталях. По одной версии, «урки» прозвали города мамой и папой, отдавая им дань уважения. По другой, уголовники хотели унизить Одессу и «приподнять» авторитет Ростова.

Версия 1. Уголовники любили и Ростов, и Одессу

Ростов-на-Дону и Одесса еще в царской России были известны скоплением в них криминальных элементов, количеством краж и других преступлений — включая вооруженные налеты. Считается, что «виной» всему этому стал теплый южный климат этих двух городов. Он привлекал бродяг и босяков, которые скитались из города в город в поисках подаяния, а также воров и налетчиков. Последние чувствовали себя свободнее, когда находились не в столице, а на задворках империи.

Выражения «Ростов-папа» и «Одесса-мама» возникли в конце XIX века, говорил в интервью РИА Новости Александр Сидоров, филолог и специалист по арестантской истории и субкультуре криминального жаргона.

«Поневоле Ростов с Одессой стали двумя южными столицами [отечественного] уголовного мира. И именно босяки, которые не могли поделить между собой одинаково притягательные для них города, стали называть их „папой“ и „мамой“», — рассказал Сидоров.

По его словам, в конце XIX века — начале XX века среди преступников разного толка было модно вести кочевой, бродяжий образ жизни. «Поэтому, когда сотрудники милиции задерживали уголовника без паспорта и спрашивали о том, кто его родители, он отвечал: „Ростов мой папа, Одесса — мама“».

С тех пор, по мнению Сидорова, эти выражения и укоренились в русском языке — стали общеупотребительными.

Версия 2. Ростов хотели возвеличить. Одессу — «опустить»

Несколько историю появления выражений «Ростов — папа, Одесса — мама», рассказывал Данил Корецкий, автор криминальных боевиков и детективов. По его словам, тут имела место не любовь воров к двум городам, но борьба между уголовниками.

В прошлом Корецкий работал следователем в прокуратуре Ростова, преподавал уголовное право в университете. Он — почетный сотрудник МВД, которому на практике приходилось часто иметь дело с ворами и бандитами. Прототипами многих персонажей из произведений Корецкого стали реальные люди.

Писатель рассказывал: «Когда-то блатные Ростова и Одессы между собой конкурировали и спорили, кто главный. И якобы ростовские придумали это выражение, подразумевая, что Ростов делает с Одессой то же, что папа делает с мамой. Мне это поведал старый сотрудник УГРО Виль Абрамович Аксель».

По мнению Корецкого, который с рождения живет в Ростове-на-Дону, именно эта версия — верная.

Посмотрите наше видео о родине российских панелек:

Контент недоступен