У моего мужа была давняя мечта — получить МВА в швейцарской бизнес-школе IMD, которая считается одной из лучших в мировом рейтинге. Мечта была из тех, которые вызревают так долго, что никто уже серьезно не думает, что она осуществится.
В Москве у мужа и у меня была интересная и любимая работа, после рождения ребенка появилось еще больше планов на будущее, связанных с Россией. Супруг выиграл полный грант на обучение на программу МВА в «Сколково». Подготовка к конкурсу и погружение в тему бизнес-образования так увлекли его, что он вспомнил про IMD и решил попробовать поступить и в нее.
Пока длился процесс поступления, мы как-то даже не очень серьезно относились к этому, шутили, что вообще вряд ли он поступит, так как он практически влетел в последний вагон по срокам подачи документов и времени на подготовку оставалось очень мало.
Наверное, срабатывала защитная реакция: спонтанные поступки нашей паре не свойственны, было страшно разрешить себе мечтать и пробовать.
Мы смотрели квартиры в Москве, уехали отдыхать на море, не думая о переезде в Европу. В октябре прошлого года мужа пригласили на очный тур отбора в Лозанну. Мы легко к этому отнеслись, размышляя, что шанс поступить маленький, а повод слетать в красивый город отличный.
Как легко догадаться, муж поступил. Мы долго считали бюджет, так как Швейцария — дорогая страна для жизни, по сравнению с Москвой, все цены можно смело умножить на два, да и обучение в школе тоже стоило немало. На подсчеты и сомнения ушло еще месяца полтора, и в итоге мы рискнули и уехали.
Когда я слетала в Лозанну на два дня на экзамены мужа, я увидела прекрасный тихий и очень красивый городок. Была середина октября: в Москве ужасная серость и слякоть, а в Лозанне голубое небо, солнце, золотая осень, около 20 градусов. Школа расположена в самом красивом месте города, на берегу Женевского озера. Когда сидишь на берегу с видом на Альпы, не влюбиться просто невозможно.
Природную сказку омрачала стоимость жизни: как я уже отметила, все было значительно дороже, и казалось, что платить надо на каждом шагу.
Когда мы переехали зимой, в Лозанне было уже холоднее. Мы сняли квартиру в центре города, правда, я так и осталась убеждена, что самое красивое место — это озеро.
Муж окунулся в учебу, поэтому он адаптировался к жизни за рубежом быстрее. Я в основном провожу время с ребенком дома, где мне было неуютно. Приехать на два дня и жить в городе — совсем разные вещи. Было сложно в самых простых бытовых моментах.
Съемная квартира вместо собственной в Москве, 37 «метров» вместо 56. Местные условия кажутся аскетичными по нашим меркам: ниже температура в помещении (дома я ходила во флисовой кофте), ниже температура воды: нужно было открывать кран заранее, чтобы она нагрелась. Отсутствие посудомойки и общая стиральная машина на чердаке — я не думала раньше, что эти вещи так важны для меня.
Еще в течение месяца я привыкала к сортировке мусора: швейцарцы помешаны на ней, есть минимум отдельный сбор стекла, бумаги, пластика, органических отходов, но также можно найти контейнер для рыбных и мясных косточек, для баночек из-под крема и бытовой химии, стаканчиков из-под кофе. И вы будете искать эти контейнеры, так как весь остальной мусор можно выкинуть только в специальных платных пакетах. На бытовые притирки ушло достаточно много моих сил.
В Швейцарии хорошие, качественные продукты. Но, когда живешь не как турист, замечаешь, что они все другие. Полки завалены, при этом я едва могла выбрать что-то понятное. Макароны — яичные, картофель — другой на вкус, мне не попался домашний разваристый, гречка — только в русском магазине. Мясо очень дорогое: курица — от 30 франков за килограмм (около 2 тысяч рублей), рыба и говядина — ближе к 40 франкам за килограмм (2,6 тысячи рублей).
Можно немного сэкономить, если покупать все в немецких сетях — там я нахожу отличную свинину примерно за 14 франков (900 рублей) за килограмм, что все равно в два раза дороже, чем в Москве.
Здесь вкусные овощи и сыры. Например, моцарелла Гальбани сильно отличается от продаваемой в Москве. У местного грюйера тоже полно фанатов. Швейцарцы любят сыр, и он основа национальных блюд. Например, для туристов есть дегустации фондю и раклета (расплавленный сыр).
Но я к сыру равнодушна, как и к шоколаду. По стоимости Lindt в московском «Перекрестке» часто дешевле. Да и местное мороженое Mövenpick с карамелью оказалось не таким уж безумно вкусным, как можно было бы ожидать.
Моя отдушина — это хлеб, он хоть и стоит 2−3 франка за батон (140−200 рублей), но я могу запросто съесть свежий батон за раз, настолько он вкусный. И, кстати, долго не черствеет и ни разу не заплесневел.
Как и во многих странах Европы, здесь качественное и недорогое вино. Можно купить очень достойную бутылку за 6 франков (около 400 рублей). Хотя для эстетов полно винных бутиков с потрясающим выбором. Местные умеют получать удовольствие от вина.
Лозанна относится к франкоязычной части Швейцарии, что накладывает особенности на кухню. Здесь много зелени, салатов и в кафе подают крепы (французские блины). А вот хорошие сосиски или колбаски нужно искать в немецкой части.
Лозанна — небольшой и тихий город по меркам Москвы, при этом четвертый по размеру город Швейцарии и единственный — с метро. После Москвы тут непривычно тихо и в общем-то скучно. Меньше развлечений, меньше выбора. Хотя, если сравнивать с аналогичным некрупным российским городом, тут, конечно, намного приятнее.
Первое время в глаза бросалось, что в Лозанне не так много услуг, ими не так легко воспользоваться, а заплатить за них придется много. Поэтому я не пользуюсь доставками, курьерами или Uber. Город компактный, всюду можно добраться пешком или на автобусе, которые исправно ходят, и дороги свободны.
Из того, чем я еще пользовалась в России: нет культуры доставки еды. Нет множества цифровых решений, к которым мы привыкли в Москве. Хотя, когда поживешь, понимаешь, что, возможно, оно и не так уж нужно — минимум тут есть, и он хорошего качества.
Выбор товаров тоже небольшой: нет такого разнообразия, как в российской столице. Сложнее всего было приспособиться к скудному ассортименту товаров для детей. Например, тут всего две марки подгузников: Pampers и местные. Разнообразие марок детских смесей и детского питания оставляет желать лучшего.
Продолжая детскую тему, я часто вспоминала наши разноцветные площадки в каждом дворе, которые практически всегда непохожи друг на друга. Тут же на город всего пару площадок, и выглядят они очень бедно и блекло. После Москвы ребенку тут нечего делать. Пойти с коляской особо некуда. Несмотря на доступную среду, Лозанна крайне гористая. Дороги напоминают горнолыжные склоны, уклон по 20−30 градусов — это норма, поэтому лишний раз выходить на долгий маршрут с коляской мне было сложно.
Жить в Лозанне дорого. Конечно, и зарплаты тут совсем другие, но поскольку мы студенты — цены пугают. На еду в день я трачу около 20 франков (примерно 1,3 тысячи рублей), проезд на метро — около 4 франков (260 рублей), аренда однокомнатной квартиры — от 1,2 тысячи франков в месяц (около 79 тысяч рублей).
Дополнительно мы потратились на страхование, потому что исправлять последствия чрезвычайных происшествий в Швейцарии очень дорого. Квартира застрахована от взлома и пожара. Плюс каждый житель обязательно платит что-то вроде «налога на медицину» — он, по моим представлениям, неоправданно большой: на взрослого 2,5 тысячи франков (около 164 тысяч рублей). Этот «налог» обязателен и обеспечивает вам «бесплатное» медицинское обслуживание. Точнее, вы делаете вступительный взнос около 500 франков (порядка 33 тысяч рублей), а дальше вас лечат бесплатно. Но стоматология стоим особняком, она платная: прием стоматолога от 200 франков (13 тысяч рублей), залечить зуб с каналом — от тысячи франков (около 66 тысяч рублей). По московским меркам звучит нереально!
Местные стараются экономить: нормальная практика ездить к стоматологу во Францию или Италию, а за продуктами — в Германию.
Для меня это нонсенс. Я теперь очень ценю российскую медицину, где правда есть ОМС, где приезжает скорая (в Швейцарии вы поедете в больницу самостоятельно, если вы не при смерти), где есть огромный выбор платных врачей и к кому-нибудь на прием всегда можно попасть.
Когда я рассказываю о нюансах швейцарского быта, многие заключают, что мне не нравится в Швейцарии. Не могу так сказать, но жить в стране постоянно и быть туристом — разные вещи. К тому же одно дело, когда тебе 20 лет, а другое — когда тебе 30 и у тебя маленький ребенок. Именно поэтому я много думаю про медицину, бытовые условия, услуги и прочее.
О плюсах писать сложно, потому что они нематериальны, к ним так быстро привыкаешь, что только по прилете в Москву вспоминаешь, как оно может быть по-другому.
В Швейцарии везде очень красиво и чисто, а не только на центральных улицах. Здесь прекрасная экологическая обстановка — никогда не болит голова, всегда дышит нос. Везде очень красиво и ухоженно, на каждом свободном метре газона растут цветы. Дороги без пыли, на подошвах вообще не видно грязи.
С ребенком я чувствовала себя почти королевой: доступная среда в городе, люди, которые сами стараются тебе помочь, здесь обязательно придержат дверь, помогут поднять коляску в отсутствие лифта или пандуса. Вообще, кажется, что все к тебе очень доброжелательны и всегда готовы прийти на помощь.
Машины обязательно пропускают на переходах (еще бы, тут такие штрафы!), владельцы собак непременно берут питомца на поводок, если на горизонте ребенок. Здесь чувствуешь себя очень спокойно, свободно и безопасно. Сколько раз я забывала запереть дверь после ухода мужа. Несколько раз забывала в магазине покупки и перчатки — все всегда оставалось на месте нетронутым. Это поражало меня первое время. Хотя справедливости ради, в местных сообществах предупреждают о кражах.
Но я чувствую себя здесь свободной и спокойной: потому что мне не надо думать «за того парня», швейцарцы очень дисциплинированны и соблюдают правила. Я не вздрагиваю, если увижу, что иду с незакрытой сумкой, не перепроверяю мобильный по 100 раз, не боюсь, что из-за угла вылетит машина и пронесется на красный.
В Лозанне много университетов, поэтому тут высокий процент иностранцев, при этом мало мигрантов, в сравнении с Францией или Германией. Здесь спокойно можно жить с английским — тебя все поймут.
В городе соблюдаются правила и законы, никто не стремится «пролезть вперед», все больше ценят, что имеют, и заботятся об окружающей среде. Горожане не привыкли жаловаться, как в России.
Здесь можно быть спокойным за ребенка, что его никто не обидит. Чувствуешь себя очень свободным, чувствуешь, что тебя принимают, и начинаешь принимать себя и больше любить жизнь.
Пока мы не строим планов на следующий год. Наш внезапный переезд показал, что не всегда можно все просчитать. Учеба мужа окончится в декабре, и тогда можно будет принимать решение исходя из предложений о работе. В любом случае, этот год дал много нам обоим для роста и понимания себя, жизнь в другой стране помогает лучше себя узнать. Я увидела, как можно по-другому относиться к жизни, и при этом оценила, как здорово устроены многие вещи и процессы в Москве.