Эти люди живут вдали от родины. В их домах - теснота, шум и хлам

В Нью-Йорке существует самая большая за пределами Азии китайская диаспора. Как правило, на новой родине иммигранты стараются влиться в общество и перенять местные традиции. Китайцы же, в большинстве своем, наоборот — не хотят меняться и стараются сохранить идентичность, даже если живут в одном из культурных центров западного мира.

И у них это получается: так называемые Чайна-тауны можно встретить почти в любом крупном городе. Более того, американцы с удовольствием следуют восточным праздничным ритуалам и охотно покупают популярную китайскую еду. За повседневной жизнью сообщества, которое всегда держится особняком, несколько лет следили фотографы Ань Жун Сюй, Энни Лин и Томас Холтон. Их снимки изучила «Лента.ру».

В 2003 году фотограф Томас Холтон впервые увидел обитателей квартиры, расположенной на Ладлоу-стрит, в нью-йоркском Чайна-тауне. Мать его была китаянкой, и Томас решил поснимать бедную семью для своего выпускного проекта в школе искусств. Тогда его поразило, как Стивен и Ширли Лэм, поменявшие с переездом имена, и их рожденные в Нью-Йорке дети Майкл, Франклин и Синди, сумели разместиться на 33 квадратных метрах.

Фотограф Аньне Лин наблюдала за жителями другого дома в Чайна-тауне, расположенного по адресу Бауэри, 81. Весь четвертый этаж здания занимали китайские рабочие. 35 человек ютились в комнатушках площадью шесть квадратных метров.

Чем больше Холтон узнавал семью Лэм, тем больше к ним привязывался. Они перестали быть для него просто героями фотопроекта. Он забирал детей из школы, чтобы разгрузить вечно занятую Ширли. Когда фотограф ездил в Китай, родственники Лэм встречали его с распростертыми объятиями. Синди Лэм осыпала Холтона и его невесту лепестками цветов на его свадьбе.

Фотограф Ань Жун Сюй родился и вырос в нью-йоркском Чайна-тауне, но относится к своим героям куда более отстраненно. Главная тематика его работ — исследование пересечения «двух культур, иногда разительно отличающихся друг от друга».

В 2014 году Лэмы после долгих ссор развелись. Их дети, уже подростки, навещали отца, переехавшего в Нью-Джерси. У него дома Синди впервые увидела шкаф — предмет мебели, на который на Ладлоу-стрит просто не хватило бы места. «Она была поражена», — смеется Холтон.

В работах Аня китайские иммигранты и их заведения становятся неотъемлемой частью американского пейзажа. С помощью кинематографических приемов фотографии Ань воспевает повседневную жизнь и заботы этнической общины.

«Образы, которые плавно перетекают друг в друга, как в кино, — это главное в фотографиях американских китайцев», — считает Ань. На этом снимке китайские мальчики облачены в форму барабанщиков китайско-американского детского кружка «Алые короли» и несут американский флаг.

Жильцы дома, расположенного в конце улицы Бауэри, практически все заработанные деньги отправляли на родину семьям.

Арендная плата за комнатушку составляла всего около сотни долларов (6,5 тысячи рублей) в месяц. Позже аварийный дом снесли.

Один из жильцов долго не хотел расставаться с Аньне. «Тебе столько же лет, как моей дочери. Я не видел ее уже 16 лет», — грустно признался он фотографу. Лин прекрасно понимала его страдания: ее отец в свое время так же уехал на заработки, чтобы обеспечить будущее семьи.

Аннье называет этот снимок очень личным. Она сделала его после того, как ей пришлось съехать с квартиры в Чайна-тауне после пожара. «Только тогда я поняла, насколько небезопасны и уязвимы эти здания», — призналась фотограф.

Холтон был привычным гостем в доме семьи Лэм, поэтому его герои ничуть не стеснялись смотреть прямо в объектив. «Если настроение снимка совпадало с настроением в семье, я знал, что кадр получился хорошим», — объяснял фотограф.

Семья Лэм нечасто собиралась за одним столом: Стивен работал в компании, занимавшейся поставками товаров из Китая, и нередко отлучался в командировки. За детьми присматривала Ширли.

В 2011 году в семье начались раздоры. Супруги постоянно ругались, а их дети, будучи в переходном возрасте, устраивали скандалы на пустом месте. Денег не хватало, Ширли устроилась сиделкой и проводила дома куда меньше времени. Но стоило ей вернуться, как дочь Синди немедленно забиралась ей на колени, чтобы поделиться девичьими секретами.

Только в 2018 году у Синди наконец появилась собственная постель. В детстве ей приходилось делить большую кровать с братьями, затем спать на двухэтажной койке.

Фотографии Аня парадоксальным образом выглядят одновременно постановочными и спонтанными. Фотограф часто снимает во время прогулок по городу, без определенного творческого замысла.