«Мне приходилось брать кредиты снова и снова»: реальная история серийного ипотечника

Никогда не понимала тех, кто жалуется, что судьба не подкинула им квартиру где-нибудь в районе Садового или Смоленской. Я, как ипотечник со стажем (было четыре ипотеки за шесть лет), ответственно заявляю: лучше я буду считать копейки и переплачивать банкам, чем позволю себе заикнуться, что мне негде жить. Но так было не всегда, и я реально в свое время чуть не осталась на улице...

С хлеба на воду и обратно

Мне было 24 года, когда я осталась одна с ребенком на руках. Моей малышке на тот момент было 2 года. Так сложилось, что с ее отцом мы не смогли жить вместе (в свое время решили не оформлять отношения, просто встречались пару лет), и поэтому все заботы о ней легли на мои плечи. Когда стало ясно, что в родном городе я не прокормлю даже себя, а не то что ребенка, я решила переезжать в столицу. И — так же, как и всем — мне казалось, что купить квартиру в Москве вообще не реально, но и ютиться всю жизнь в съемной комнате тоже был не вариант.

Я поставила себе цель приобрести жилплощадь — пусть даже небольшую студию сначала, где-то на окраине, но зато свою. Вот только я изначально даже не понимала, в какую авантюру ввязываюсь. Одно дело — когда у тебя есть сильное мужское плечо, на которое, в случае чего, можно опереться. И совсем другое — не иметь никакой защиты и пробиваться в этой жизни самостоятельно.

Для начала я решила откладывать понемногу средства. По профессии я журналист, поэтому по приезду в столицу сразу же устроилась на удаленку в несколько изданий, плюс взяла пару проектов как копирайтер. Забегая вперед скажу, что сейчас я предприниматель, у меня несколько крупных проектов для разных компаний, но тогда мне приходилось не спать ночами, чтобы успеть выполнить все задания, иначе я рисковала остаться без работы.

В моем положении об этом даже не могло быть и речи: мы снимали комнату в квартире с бабушкой, и пока я с упоением строчила материалы для моих заказчиков, добродушная старушка помогала мне с ребенком, за что я ей, конечно, благодарна.

Иногда на меня нападала апатия, как в фильме «Москва слезам не верит», когда главная героиня переставляла будильник на несколько часов пораньше, понимая, что спать ей осталось от силы часа три. Так и у меня. Да, у меня уже был не грудничок на руках, но молодые мамы меня поймут: двухлетнему малышу скучно просто так сидеть на одном месте — с ним надо ходить, играть, разговаривать, в конце концов. Ему хочется познавать мир вокруг себя, но у меня был постоянный дедлайн и все новые задания от начальства.

Когда я начинала копить, зарплата моя составляла около 60 тысяч рублей (из них 10 тысяч уходило за комнату и еще около 10 тысяч на ежемесячные расходы). Я экономила на себе, перебиваясь буквально с хлеба на воду, но ребенок мой при этом ни в чем не нуждался. Зато это позволило мне ежемесячно откладывать 40 тысяч рублей. Через 1,5 года такой жизни, мне удалось, наконец, накопить необходимый первоначальный взнос и взять в ипотеку небольшую новостройку в ближайшем Подмосковье (4 км до МКАД).

Я долго выбирала между вторичкой и новостройкой, и в итоге остановилась на последнем.

Во-первых, если честно, то первоначальный взнос за новостройку был меньше и ставки по ипотеке там были ниже, а во-вторых, уже тогда мне показалось, что эту небольшую квартиру-студию можно будет сдавать, тем самым покрывая часть расходов по ипотеке, и копить на более серьезный вариант.

Далее я проанализировала ежемесячные платежи по ипотеке и решила, что будет гораздо лучше, если я стану закрывать чуть большими суммами, чтобы они списывались с основного долга. Так я начала «подкидывать» банку периодически сверху по 50−100 тысяч рублей, в зависимости от того, сколько у меня было заказов в том или ином месяце. Пояса пришлось затянуть потуже, теперь я тратила деньги только на малышку и комнату, а сама стала походить на стройную фотомодель, потому что везде передвигалась пешком и в рационе у меня преобладали овощи и макароны твердых сортов (это то немногое, что я могла себе позволить на тот момент).

Меня спасало то, что работала я из дома, выезжая на встречи и в редакции лишь изредка, поэтому мне можно было не тратиться на проездные билеты, новую одежду, обеды и прочие «радости» офисной жизни.

Такими темпами мне удалось досрочно погасить мою ипотеку, получить налоговый вычет, плюс вычет с уплаченных процентов по ипотеке. Надежда сдавать мою компактную квартиру растаяла как дым, когда я поняла, что много за нее не дадут, а мало — даже не поможет мне с ежемесячными платежами. Поэтому мы с дочкой переехали в нее сами, тем самым сэкономив еще 10 тысяч на аренде комнаты у бабушки. Дочурка моя подрастала, мне удалось ее устроить в садик рядом с домом, поэтому у меня было чуть больше времени для работы. Я продолжала откладывать средства к тем, что получила за налоговый вычет и проценты, и задумывалась уже о том, что нужно расширяться до двухкомнатной квартиры.

Неподъемные проценты и новые долги

Так как в стране начался очередной кризис и квартиры продавались так себе (даже в Москве, не говоря уже о моей малогабаритке пусть и в ближайшем, но все же Подмосковье), поэтому я решила попробовать еще раз взять квартиру в ипотеку, но уже где-то на окраине Москвы и, если повезет, хотя бы небольшую двушку (чтобы у подросшей дочки была и своя комнатка). Накопленных средств, в принципе, хватило на первоначальный взнос, но банк запросил такие проценты, что мне сразу стало ясно, что данный этап будет самым тяжелым в моей жизни. Плюс еще появились дополнительные расходы на страхование вторички (они намного больше, чем при покупке квартиры в новостройке) и хотя бы на косметический ремонт (у меня не было денег на капитальный и на новую мебель, поэтому по друзьям собрали самое необходимое на тот момент).

В Подмосковье квартиру со временем удалось продать (но при этом уступить покупателю в цене, оставив при этом ему всю технику и обстановку), поэтому, как только деньги оказались у меня на руках, я тут же погасила свою новую ипотеку. Денег, конечно, мне не хватило, поэтому пришлось еще оформить потребительский кредит (на тот момент ставки по ним были не настолько высоки) и рассчитаться полностью за ипотечную квартиру.

Так мы с дочкой стали обладателями небольших двухкомнатных апартаментов на окраине Москвы и потребительского кредита в придачу.

Было, конечно, непросто, тем более что вокруг всех сокращали, и объемы моей работы снизились. Теперь откладывать особо было не с чего, все уходило на выплату ежемесячных платежей по кредиту и расходы на жизнь.

Со временем ситуация в стране стабилизировалась, и заказов у меня стало больше. Нам уже не хватало маленькой двушки, и я решила совершить еще один рывок — попытаться вновь расширить жилплощадь, но на этот раз замахнуться на более или менее престижный район Москвы (ни о каком центре, конечно, не могло быть и речи, я трезво оценивала свои силы и возможности, поэтому подходила к выбору квартиры ответственно). На тот момент многие компании, с которыми я сотрудничала, перешли на «серые» выплаты, поэтому при обращении в банк за ипотекой мне сразу дали понять, что условия будут не самыми выгодными. Плюс для подтверждения моей платежеспособности меня заставили оставить в залог квартиру, в которой мы тогда проживали.

Делать нечего, пришлось согласиться. Зато полученной суммы мне хватило, чтобы присмотреть вполне уютную недвижимость в очень хорошем районе, даже осталось 400 тысяч на ремонт и какую-то технику. Через несколько месяцев мы переехали в новую квартиру, а еще через полгода мне удалось договориться с банком, продать нашу старую малогабаритку и перекрыть большую часть ипотеки.

Как и в прошлый раз, часть ипотеки мне пришлось гасить при помощи потребительского кредита. Но зато у меня была хорошая недвижимость там, где я хотела — и около 900 тысяч долга банку.

По сравнению с тем, какие суммы мне приходилось вытягивать раньше, это было не так уж и много. Но именно в тот момент я поняла, что хочу открывать свое дело, и думала над тем, что можно запустить, не имея даже первоначального капитала. Так я решила стать индивидуальным предпринимателем и работать с крупными фирмами напрямую (оказывать PR-услуги, организовывать мероприятия и прочее). Если честно, я думала, что будет непросто, но даже не представляла, насколько.

Работать приходилось еще больше, чем раньше, ведь теперь у меня не было стабильного заработка и руководителя, к которому, в случае чего, можно было обратиться за помощью. Здесь мне предстояло решать все вопросы самостоятельно и самой же просчитывать все риски. Но я знала, ради чего я так надрываюсь, — мне нужно было погасить кредит, чтобы уже вздохнуть полной грудью и наконец-то начать жить. Да, я понимала, что пока я работала, как папа Карло, пытаясь закрыть все свои ипотеки и кредиты, жизнь, в общем-то, проходила мимо. Я не путешествовала, не покупала новую одежду или автомобили, тратила только на самое основное. Но, с другой стороны, я, девочка из провинции, постаралась обеспечить стабильную жизнь себе и своему ребенку, и не где-нибудь, а в престижном районе столицы нашей Родины.

Вскоре у меня появился мужчина. Да, кто-то может сказать, что он пришел на все готовое — когда у меня уже есть квартира, мой ребенок достаточно самостоятельный и мне особо не нужна уже материальная (в том числе) помощь. Но зато наши отношения не съедает быт — я не пилю его по поводу заработка, а он меня — по поводу необдуманных трат. Мы живем вместе и планируем со временем оформить наши отношения.

Кстати, посоветовавшись, мы решили, что возьмем моей дочери отдельную квартиру, и вложились в очередную новостройку. Точнее, я вложилась.

Я подумала, что так будет правильно, и меня греет мысль, что я смогу сделать такой подарок своей девочке на совершеннолетие. Теперь я самостоятельно выплачиваю новую (четвертую в своей жизни) ипотеку и какие-то мелкие бытовые расходы. А мой мужчина взял на себя все остальные финансовые обязательства: мы регулярно путешествуем, оформили хорошую медицинскую страховку, перевели ребенка в престижную частную школу, откладываем деньги на обучение за границей, задумываемся о покупке загородного дома и прочее. Мне кажется, что мой любимый человек — награда мне за те почти 6 лет одиночества, когда я как безумная хваталась за любые подработки, лишь бы вылезти из долгов и обеспечить своему ребенку достойную жизнь. Надеюсь, что у меня это получилось.

Юлия Кальницкая