«Затерявшиеся в недрах Петербурга»: 5 необычных зданий зодчего Баниге

Дома этого архитектора находятся на задворках, но от этого не менее интересны.

Сергей Владимирович Баниге — выпускник Института гражданских инженеров. Как отмечают эксперты, зодчий, отлично ориентировавшийся в современных направлениях западного искусства, создал в Петербурге’неповторимое соединение декоративного ар-нуво с готическими элементами". В его творчестве трудно выделить какую-либо особую доминанту, его дома теряются в недрах и закоулках Петербурга, но несомненно заслуживают особого внимания.

Разобраться в нюансах «КП» помог традиционно помог специалист в области модерна и создатель популярных авторских архитектурных экскурсий в Северной столице Федор Грибков.

Окно-«фасолина»

Один из интересных домов находится по адресу 13-я Красноармейская, 22. Это здание возвели в самом начале века — в 1905 году.

— С точки зрения фасада этот дом можно интерпретировать, как позднюю эклектику: он включает в себя элементы модерна в декоративном плане и в оформлении дворового корпуса, — рассказывает Федор. — Изысканное окно во дворе сразу привлекает внимание. Этакая огромная «фасолина», которая выделяет квартиру предположительной владелицы доходного дома — Марии Эдуардовны Маркович. В свое время эта женщина была достаточно известной певицей Мариинского театра.

Глядя на здание, отмечает наш специалист, мы можем сделать определенные выводы об «акцентирующих элементах фасада».

— Парадная доходного дома Маркович весьма своеобразна. Внимание привлекают лепнина и керамическая напольная плитка фабрики Виллеруаи Бох, — отмечает Грибков. — Кстати, один и тот же орнамент встречается нам в нескольких работах Баниге. Дело в том, что архитектора тесно сотрудничал с одной и той же фирмой, поэтому парадные его доходных домов часто украшает идентичный керамический рисунок.

«Сарафанное радио»

Еще одно любопытное здание находится на 2 Красноармейской. Его номер — 7, и построили его в 1907 году.

— Большинство участков в Ротах (старое название Красноармейских улиц) уже были застроены. Поэтому по заказу новых владельцев львиная доля старых зданий девятнадцатого века надстраивали, перестраивали или редекорировали по проекту архитекторов «нового стиля», — рассказывает эксперт. — Вот и на этом самом участке находился дом, возведенный по проекту зодчего Ивана Ивановича Радике 1870-х годов постройки. В 1907 году Сергей Баниге капитально перестроил его, полностью изменив фасады.

По словам Федора Грибкова, владельцем здания в этот промежуток времени числится органист императорских театров Гавриил Иванович Щуров.

— Можно сделать вывод, что Баниге тесно сотрудничал с деятелями искусств, для которых возводились его доходные дома. Вероятно, тут сыграл принцип «сарафанного радио», и Щуров посоветовал Марии Маркович обратиться именно к этому архитектору, — добавляет специалист. — Перестроенный Сергеем Владимировичем дома сочетает в себе элементы нескольких стилей. Прежде всего, бросается в глаза готический компонент. Стремление к готике здесь выдают ступенчатый щипец и стрельчатые окна, украшающие фигурные наличники.

От чертополоха до саламандр

А вот дом на Псковской, 5 — это своего рода изюминка Малой Коломны. Эдакое разнообразие, которое Сергей Баниге придал совершенно классическому по застройке району.

— В первую очередь доходный дом начала двадцатого века рассчитан на привлечение потенциальных клиентов. Поэтому домовладельцы стремились сделать здание максимально интересным с точки зрения декоративного наполнения, — объясняет наш собеседник. — Но здесь мы не видим какой-то запоминающейся лепнины, скульптурных групп или женских головок. Впечатление тут создается благодаря сочетанию разных цветов глазурованного кирпича, за счет чего создается некое единое целое... Именно игра цветов делает этот дом привлекательным для случайных прохожих на Псковской улице.

Когда-то это здание принадлежало представителю купечества Александру Ивановичу Балаеву.

— Известно, что Балаев достаточно быстро продает этот дом. И, начиная с 1915 года, владельцы здания меняются как перчатки, — говорит Федор Грибков.

Эксперт обращает внимание, что парадный вход оформлен здесь в духе северного модерна и приводит нас в вестибюль — тут тоже есть интересные сохранившиеся артефакты.

— Стоит отметить печь с изображением чертополохов и саламандр — проект финского архитектора Вернера Полона, — подчеркивает Грибков. — Чертополох — пожалуй, один из самых расхожих элементов модерна, но объяснимо и появление здесь саламандр. Это животное, которое не боится огня, и поэтому его изображение в декоре камина нисколько не удивительно. Также в парадном вестибюле используется глазурованная плитках разных цветов. Она отражается в цветовом оформлении фасада, органично сливаясь с ним.

Градостроительный ориентир

Дом 30 на 9 линии, построенный в 1907 году, можно назвать несомненным градостроительным ориентиром Васильевского острова. К слову, владелец этого здания, действительный статский советник Антон Антонович Радус-Зенкович, числился служащим департамента государственного казначейства.

— Это здание Баниге тоже неоднозначно по своей стилистике, — подчеркивает специалист. — В ассиметрично структуре дома усматриваются готические компоненты, которые на рубеже первых двух десятилетий двадцатого века становятся популярными в Северной столице. Готикой увлекаются архитекторы Александр Лишневский, Яков Блувштейн, Владимир Гейне, Дмитрий Устругов... И Баниге в их числе, — говорит Федор Грибков. — Входные двери каким-то чудом сохранились до наших дней и могут напомнить нам даже о творчестве испанца Антонио Гауди — криволинейные орнаменты в их структуре почти непредсказуемы! В готическом стиле здесь оформлена парадная лестница, ее ограждения и стрельчатые аркады в вестибюле.

Не совсем для города на Неве

Доходный дом А. В. Макушевой на Лахтинской, 4 — самое необычное здание Сергея Баниге в городе на Неве. Его возвели в 1907 году в духе бельгийско-французского ар-нуво и оно больше похоже на особняк, нежели на простой дом.

— Здесь всего две квартиры, а первый этаж изначально предусматривался под торговые помещения и используется по первоначальному назначению, — рассказывает Грибков. — Возможно, дом смотрится на совсем «по-петербургски». Такой миниатюрный домик хорошо бы выглядел в провинциальных русских городах — например, в Нижнем Новгороде или Самаре: симметричная структура с большим количеством авторского декора.

Наш собеседник отмечает, что здание украшено множеством маскаронов. С одной стороны, они похожи на изображения традиционного для Петербурга Гермеса, а с другой — их оформили с элементами индивидуально-авторского стиля.

— Это важный градостроительный элемент в структуре Лахтинской улицы, но почти незаметный за новостройкой, выходящей на Большой проспект, — говорит эксперт. — Здание капитально отремонтировали, и теперь его, похоже, приспособили под некий бизнес-центр... К счастью, в интерьерах остался подлинный камины и лестничные ограждения.

Итоги

Сергей Владимирович Баниге возвел в Петербурге более десяти доходных домов. Некоторые из них он перестроил из существующих ранее.

— Безусловно, архитектор подстраивался под заказчика доходного дома, но яркие индивидуальные черты Сергея Владимировича Баниге заставляет запомнить его постройки навсегда. Сочетание готики и франко-бельгийского ар-нуво, превращающееся в единое целое, игра цветов, удивительные окна и маскароны — все это побуждает нас искать и любоваться его зданиями, несмотря на то, что они находятся, как правило, на задворках и редко выходят на большие магистрали города, — заключил специалист в области модерна Федор Грибков.