Все эти здания были построены в СССР после в 1970-80-х. Архитектурная мысль того времени была взрывной и непредсказуемой: футуристические строения до сих пор поражают своими масштабами и формами.
Здание министерства автомобильных дорог Грузинской ССР
Здание было построено в Тбилиси в 1975 году по проекту архитекторов Георгия Чахавы и Зураба Джалагании. Интересно, что на момент создания проекта Георгий Чахава был министром автодорог, поэтому выступил одновременно и заказчиком, и исполнителем проекта. Идея заключалась в том, чтобы не нарушать естественный ландшафт: поднять значительную часть здания над землей и позволить флоре свободно развиваться под зданием. Сейчас строение используется как офисное – в нем находится Банк Грузии.
Историко-этнографический музей Сулайман-Тоо
Музей, построенный в 1978 году, находится в киргизском городе Оше у Соломоновой горы. Здание встроено в естественный рельеф – в пещеру в склоне. Архитектор Кубанынчбек Назаров постарался сохранить пещеру в первозданном виде: она входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, на стенах – древние петроглифы. Естественный вход в пещеру закрывает арка с панорамными стеклами, разделенными вертикальными балками. Первый этаж состоит из искусственно-расширенной пещеры, а второй – пещера в своем естественном виде. Сегодня здание занимает Музей духовной культуры.
Дом Советов Калининграда
Это известный недострой в центре Калининграда, который жители прозвали «роботом». Строительство началось еще в 1970 году – на месте восточного крыла Кенигсберского замка. Но из-за недостатка средств Дом Советов так и не ввели в эксплуатацию. Здание не используется до сих пор, хотя в 2005 году к 750-летию Калининграда его фасады были отремонтированы.
Киевский крематорий
Крематорий был построен в 1975 году на Байковом кладбище по совместному проекту архитектора Авраама Милецкого и художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко. Здание – сложный набор из арок и объемов, по внешнему виду практически невозможно догадаться о его специфическом предназначении. Изначально это был масштабный проект – планировался целый мемориально-обрядовый парк, но полностью воплотить его не удалось.
Гостиница «Салют» в Киеве
Гостиница была построена в 1984 году по проекту Авраама Милецкого, как и киевский крематорий. Круглое семиэтажное здание будто нависает над дорогой. По плану архитектора, строение должно было быть гораздо выше – 18-этажным. Однако постройка такой высоты нарушила бы историческую панораму Киева, поэтому комиссия из Москвы запретила достраивать ее. Фундамент, который уже был заложен под 18-этажное строение, обошелся очень дорого, а номеров в итоге получилось гораздо меньше, чем задумывалось. Из-за этого гостиница очень долгое время не окупалась.
ЦНИИ робототехники и технической кибернетики в Петербурге
Комплекс одного из крупных российских научных центров расположен в Санкт-Петербурге. Строили его долго – с 1973 по 1987 год по проекту коллектива архитекторов: Сперанского, Артюшина, Савина и других. Визуальный центр комплекса – полая внутри башня-лаборатория для испытаний космической техники, похожая на большой бетонный тюльпан.
Санаторий «Дружба» в Ялте
Предполагалось, что санаторий станет местом для отдыха трудящихся из СССР и Чехословакии. Над проектом работали архитекторы Игорь Василевский, Юрий Стефанчук и конструктор Нодар Канчели. Для строительства пансионата был выделен очень сложный участок ландшафта – крутой склон горы, обращенный к морю. Архитекторы решили перевести всю нагрузку от будущего здания на скалу через три башенных опоры. Местные называют здание «летающая тарелка». Оно и сегодня продолжает принимать гостей со всего мира в составе санатория «Курпаты».
15-й корпус БНТУ в Минске
Проект здания архитектурного и инженерного факультетов Белорусского политехнического институтов (сегодня 15-й корпус БНТУ) разрабатывали архитекторы Игорь Есьман и Виктор Аникин. Его долго согласовывали, казалось, что для строительства много препятствий – оторванность от главного корпуса университета, абсолютно неосвоенный пустырь, рядом водозабор. Здание было открыто в 1983 году. Авторы проекта хотели сделать его образ запоминающимся, и им это удалось. В народе строение получило прозвище «корабль»: своей формой оно напоминает огромный океанский лайнер.
Маргарита Клыгина